"Я даже знаю, что вы напишете! Что у меня с пунктуальностью плохо. Давайте я вас кофе угощу", — главный дебатер Кыргызстана Алтынай Джумашева заставляет меня почти забыть, что ее пришлось ожидать два дня и вот она, наконец, пришла. Опоздав на сорок минут.
— Знаете, у меня есть одна знакомая. Она когда-то тоже посещала дебатный клуб и теперь при любом удобном случае агрессивно спорит. А в Кыргызстане идеал девушки сами знаете какой — опустила покорно глаза в пол и посуду мой.
— Я считаю, что именно в Кыргызстане развитие дебатов очень важно и именно наши женщины должны учиться умению отстаивать свое мнение. Вы сами знаете нынешнее положение: кыргызстанки часто становятся жертвами насилия в семье, они безропотные. Государство не может их защитить. Они должны научиться делать это самостоятельно.
— Если в Кыргызстане не останется робких и покладистых женщин, мы вымрем, наверное. Но в любом случае, сложно жить в стране, где все бой-бабы.
— То, что дебаты делают из человека склочного, неприятного типа или бой-бабу, — это миф. Я сама очень редко спорю. У нас и спорить-то не умеют: если вступаешь в дискуссию, надо во что бы то ни стало стоять на своем. Оппонента оскорбить по случаю, по внешности его пройтись. Но не отступать и ошибок не признавать! Аргументы приводить тоже не обязательно.
Дебаты учат слушать друг друга, принимать позицию оппонента, быть гибким. Я уверена, что те люди, которые занимают непримиримую позицию по какому-либо вопросу, легко поддаются манипуляциям. Если честно, в обычной жизни я почти никогда не спорю.
— Даже в Фейсбуке?! И даже, когда видите, что на какой-то страничке вас в пух и прах раскритиковали?
— Если я вижу, что там что-то совсем неадекватное, то нет смысла спорить, просто не буду тратить свое время. К примеру, пишут мне, что я толстая или мужа мне надо. Да есть у меня зеркало, я сама прекрасно знаю, как выгляжу. Не понимаю, что творится в душе у человека, который вдруг стал писать гадости. Другое дело, если критика по делу.
— А есть ли у вас любимая тема, где вы можете любого за пояс заткнуть?
— Наверное, нет. Но меня искренне волнуют права женщин. У кыргызстанок практически нет выбора. Точнее, выбор — это иллюзия. Им с детства внушают, что нужно выйти замуж, повиноваться, пытаться сохранить брак, даже если муж пьяница и руку поднимает.
Я, конечно, за здоровый образ жизни, но гораздо больше уважаю женщин, которые курят открыто, чем тех, кто изо всех сил это скрывает. Зайдите в женский туалет любого ночного клуба, любого ресторана — там из-за дыма дышать невозможно!
Вместо того чтобы сидеть в зоне для курящих с хорошей вытяжкой в удобном кресле, они бегают куда-то в подворотни, прячутся. Зачем обманывать?
— Как зачем? Чтобы нравиться. Все хотят нравиться, быть ближе к идеалу!
— Зачем? Когда я знакомлюсь с парнем, сразу говорю, что я атеистка, феминистка, с уважением отношусь к вегетарианцам и пользуюсь только той косметикой, которая не тестируется на животных. Он ведь все равно об этом рано или поздно узнает. Было бы неприятно, если бы я это скрывала, а потом это вскрылось.
— Почему вы решили вообще пойти в дебаты?
— Я еще в школе любила читать стихи со сцены, концерты вести. Конкурсы чтецов выигрывала.
— А чем это вы так сражали судей?
— Я специально выбирала что-то драматическое. "Буря мглою небо кроет" или "Василия Теркина", там про войну. Ну а потом мне показалось этого мало. Мне хотелось нести в мир что-то свое. И я стала всерьез заниматься дебатами.
— Как вы стали вести дебатную передачу на телеканале КТРК? Как туда попали?
На тот момент актуальна была судьба Крыма. Так вот, команда России должна была отстаивать ту точку зрения, что присоединение полуострова к РФ незаконно, а команда Украины — утверждать, что все прошло легитимно.
— И как, без жертв?
— Дебаты учат понимать позицию друг друга. Так что без жертв.
— А бывает, что вам приходится отстаивать ту точку зрения, которая вам абсолютна чужда?
— Да, и я не вижу в этом ничего такого. На крупных состязаниях всегда объявляют, что личная позиция дебатера отличается от той, которую он озвучивает. И это полезно — изучать аргументы другой стороны.
— Вы даже успели представить Кыргызстан на чемпионате мира по дебатам, который прошел в Греции. Кстати, впервые кто-то от нас поехал. Как вы туда попали?
— У меня есть много друзей-дебатеров из других стран. Когда украинцы предложили мне ехать с ними, я нашла тысячу отмазок, чтобы этого не делать. Мол, еще рано, я пока не готова. Но потом решилась.
— Насколько я знаю, это не дешевое удовольствие.
— Да, там только за участие надо было выложить 400 евро. Плюс перелеты и прочее, и прочее. Поездка по самым минимальным подсчетам обходилась в полторы тысячи долларов. И тут я поняла, как много у меня друзей. Мне стали дарить эти деньги. В итоге удалось не только съездить на чемпионат, но и немного попутешествовать.
— Это, наверное, беда всех стран, но мы, кыргызстанцы, привыкли на таких крупных мероприятиях чувствовать себя сортом ниже… Вот, мол, везде все лучше, чем у нас… У вас такое было?
— Нет. Соревнования проходили в атмосфере сильнейшего взаимоуважения. Это же люди, которые занимаются дебатами! Они научились принимать других. А что касается уровня соревнований, то я была подготовлена не хуже, чем остальные.
— А это все не баловство? Можно ли как-то монетизировать профессиональное умение спорить?
— Умение отстаивать свою позицию пригодится в любой работе. Если вы грамотно выражаетесь, умеете привести аргументы, то это вам, как специалисту, мощный плюс. Я уже не говорю о том, как это важно для юристов или дипломатов.
— А чем вы будете заниматься лет через пять?
— Не знаю. Может, влюблюсь в ученого, который изучает пингвинов, и уеду. Может, буду продавать цветы в Барселоне. Может, у меня будет огромный бизнес в Кыргызстане. Знаю одно: я обязательно буду счастлива.