Об общем раскладе политических сил, о целях главных игроков на Ближнем Востоке, об экономических аспектах — принципиальной для региона сфере торговли нефтью — комментарий Ростислава Ищенко, президента Центра системного анализа и прогнозирования.
Действия Военно-космических сил РФ в Сирии самым убедительным образом свидетельствуют, что Россия является одним из ведущих участников борьбы за контроль над Ближним Востоком. Участников много, и каждый преследует свои цели.
Европейский союз преследует менее амбициозные цели. Его интересуют регулярные поставки энергоносителей по умеренным ценам и урегулирование ситуации с беженцами, разрывающими социальную ткань европейского организма. Поэтому ЕС и отдельные его страны готовы играть в регионе подчиненную по отношению к США роль при двух условиях: учет европейских стратегических интересов и их военно-политическая автономия в вопросах защиты этих интересов на месте.
По мере того как США оказываются не в состоянии обеспечить ЕС гарантии данных условий, политика Евросоюза в регионе становится более самостоятельной (Меркель явно заигрывает с Эрдоганом), но одновременно менее внятной и последовательной, ориентированной на решение не стратегических, а сиюминутных проблем.
Такие участники, как Саудовская Аравия, Турция или Иран, являясь мощными региональными игроками, в то же время зависят от глобальных игроков как в вопросах своего международного позиционирования, так и в общих военно-политических раскладах по региону.
Грубо говоря, наличие военно-политического зонтика, обеспечиваемого сверхдержавой, сразу дает соответствующей стране преимущество перед региональными оппонентами.
За последний год ситуация изменилась самым драматическим образом. Во-первых, с Ирана сняли санкции ООН. Это позволило ему не только вернуться на рынок углеводородов, но и возобновить военно-техническое сотрудничество с Россией.
Во-вторых, Иран и РФ оказались военными союзниками в Сирии. Это объективно укрепило военную безопасность Ирана. Как союзник России он уже получает системы ПВО С-300 и может рассчитывать на то, что в критической ситуации она прикроет его от прямой агрессии сверхдержавы.
В-третьих, политика Турции и Саудовской Аравии в регионе перестала поспевать за быстро меняющимися американскими интересами. Анкара и Эр-Рияд все чаще конфликтуют с Вашингтоном. В принципиальных для них случаях (Йемен, Сирия) в прямой военной поддержке Штатам отказано.
Таким образом, союзники России — Сирия и Иран — получают возможность приобрести на Ближнем Востоке те же вес и значение, которые недавно имели союзники США — Турция и Саудовская Аравия.
Как показывает практика, остальные страны региона в основном выстраивают отношения с контролирующей Ближний Восток сверхдержавой через ее местных союзников. Только Израиль и Египет выстраивают с Вашингтоном и Москвой отношения напрямую, но и они учитывают общую ситуацию в регионе.
Понятно, что сегодня, пока боевые действия в Сирии продолжаются, говорить об окончательной военной победе российских союзников рано. Она намечается, приближается, становится осязаемой, буквально висит в воздухе, но еще не состоялась. А на войне возможны любые случайности.
Характерно, что аналогичным образом развиваются события и в экономической сфере. А именно в принципиальной для региона сфере — торговли нефтью.
Еще год назад Саудовская Аравия уверенно наращивала добычу нефти, несмотря на падение мировых цен и настойчивые требования стран ОПЕК снизить предложение нефти на рынке, чтобы повысить цены. Эксперты уже даже начали спорить, пытается ли Эр-Рияд похоронить российскую нефтедобычу или под шумок замахнулся и на американскую.
Впрочем, США в целом поддерживали снижение нефтяных цен. В результате цены опустились до того уровня, когда начало трясти уже экономику Саудовской Аравии. Королевство вынуждено было прибегнуть к заимствованиям на мировом финансовом рынке, чтобы сбалансировать полностью зависящий от нефти бюджет. Обеспечивающие относительную внутреннюю стабильность социальные затраты государства и расходы на содержание конкурирующих ветвей королевской семьи начали сворачиваться.
Значительно более прочные и диверсифицированные российская и американская экономики пережили падение нефтяных цен без особого удовольствия, но и без грандиозных потрясений.
Правда, последние сообщения из США свидетельствуют о том, что дальнейшее снижение цен или даже просто удержание их на текущем уровне могут сорвать американскую экономику в кризис хуже Великой депрессии уже в этом или следующем году. То есть ни США, ни Саудовская Аравия больше не могут играть на понижение нефтяных цен.
На этом фоне российские нефтяные компании рапортуют о том, что сохранят рентабельность даже при 10 долларах за баррель, а финансовые (в том числе бюджетные) проблемы РФ, возникающие из-за недополучения нефтяных доходов, частично покрываются резервами, частично — за счет позитивного сальдо внешней торговли. В целом Россия может столкнуться с трудностями, но не с катастрофой (в отличие от друзей и партнеров).
То есть американские союзники, терпящие серьезные финансово-экономические проблемы из-за низких цен на нефть, будут добычу снижать, а российский союзник — наращивать ее. Это именно то, что США и Саудовская Аравия предлагали миру еще пару лет назад, только с точностью до наоборот. По версии Вашингтона и Эр-Рияда весь мир мог, если хотел, сокращать добычу, а вот США и королевство собирались ее наращивать.
Что ж, бумеранг вернулся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции