О возможности создания общего рынка нефти и газа в рамках Евразийского экономического сообщества и справедливого распределения технологий и продуктов потребления рассказывает Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.
Общемировая тенденция состоит в том, что на смену глобальным институтам — регуляторам типа ВТО и ООН, судя по всему, идут региональные институты-регуляторы.
Неудивительно, что появилась спонтанная потребность в образовании эффективных региональных регулирующих институтов: ШОС, ЕАЭС и других. Они все чаще подменяют собой ослабленные глобальные институты, когда дело касается спасения национальных экономик.
После того как ОПЕК продемонстрировала неспособность противостоять политическим искушениям и стала действовать в обход принципов свободного и честного рынка, региональным центрам влияния, таким как Россия, Китай, Индия, понадобились альтернативные механизмы-регуляторы.
Одним из них и должен стать общий рынок нефти и газа Евразийского экономического сообщества (для России, Казахстана и других). Новация состоит в том, что тема нефти и газа окажется объединена, так как и цены на оба стратегических сырья являются связанными. Разделение рынка нефти и газа в мировом масштабе является искусственным, и сделано это для того, чтобы "разделять и властвовать".
Объединив регулирование рынка посредством одного механизма, хотя бы на отдельной территории Евразии, можно будет успешно противостоять давлению извне и не допускать диктата со стороны стран G7 и даже требовать от них более справедливого распределения технологий и продуктов потребления.
При этом следует четко понимать, что Китай является экономикой, более чем тесно связанной с США. Некоторые экономисты (в частности, российский эксперт Михаил Хазин) утверждают, что для поддержки экономики КНР требуется порядка 2,5-3 триллионов долларов в год, которые американская ФРС и печатает, поддерживая "китайское экономическое чудо". Так что надежды на КНР для России нет.
Евразийский общий рынок
На данном этапе страны ЕАЭС оказались озабочены созданием системы соглашений, которые позволят функционировать общему рынку нефти и газа.
Справедливости ради следует отметить, что с подобной инициативой ранее выступали и страны Латинской Америки, однако осуществить ее в полной мере они не смогли.
Проблема состоит в том, что глобальные институты (в том числе в лице НАТО) готовы подавлять образование таких региональных образований в самом зародыше. Их появление создает на мировом рынке ту самую конкуренцию, которая не позволит в дальнейшем управлять ценами и системой распределения ресурсов на глобальном уровне.
В числе инициаторов создания такого евразийского рынка не только Россия, но и Казахстан, обласканный в последнее время вниманием со стороны КНР, ЕС и, конечно, США. Однако, выдержав испытание "медными трубами", Казахстан вернулся к реализации идеи общего рынка нефти и газа совместно со странами ЕАЭС.
Объем рынка ЕАЭС значителен, он составляет сегодня 182,1 миллиона человек, ВВП — 2,2 триллиона долларов, объем промышленного производства — 1,3 триллиона. Добыча нефти — 607,5 миллиона тонн, и это первое место в мире, или 14,6 процента мирового производства. Добыча газа составляет 682,6 миллиарда кубометров, это второе место в мире, или 18,4 процента мирового производства.
На первом этапе странам — участницам ЕАЭС необходимо было согласовать методологию формирования совместных прогнозных и фактических балансов нефти и нефтепродуктов для того, чтобы успешно планировать снабжение государств союза сырьем и продуктами его переработки. Также нужно было создать правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов. Этот этап уже завершен: методология согласована.
Есть и серьезные риски. Напомним, что попытки создания аналогичных институтов в Африке привели к разрушению политических систем в Ираке и Ливии, казни Саддама Хуссейна и убийству Муаммара Каддафи. Оба лидера в той или иной форме стремились к региональному объединению усилий по созданию общих правил для той части энергорынка, которая была им близка, — африканскому союзу и союзу арабских стран вне влияния США.
Хочется надеяться, что эти "людоедские времен" прошли и Россия, Китай и Индия смогут эффективно противостоять хотя бы на площадке ООН попыткам разрушить систему влияния, созданную США и их сателлитами.
Появление общего рынка нефти и газа ЕАЭС планируется только к 2025 году (в том числе формирование биржевых площадок в странах ЕАЭС и создание финансового регулятора с центром в Алматы). Однако программу по организации общего рынка думают утвердить уже к 2018 году — это будет специальная система международных договоров.
Впрочем, под внешним санкционным давлением создание общего рынка нефти и газа ЕАЭС может пойти и гораздо быстрее.
Отметим, что сейчас ежедневные объемы нефтяной торговли (и торговли нефтепродуктами) в ЕАЭС примерно в десять раз превышают совокупный ежедневный объем добычи сырой нефти во всем мире. Отметим также, что британская термальная единица и привязка к стоимости барреля нефти производства электроэнергии жестко регулируют выгоды в торговле ресурсами разных стран, включая Россию и другие страны ЕАЭС.
В октябре 2008 года было объявлено о пробном формате так называемой газовой ОПЕК, которая, правда, быстро превратилась в формальный проект "большой газовой тройк" (контролирующей 60 процентов мировых запасов газа). Фактически проект нейтрализован Катаром (который, напомним, является крайне зависимым от Соединенных Штатов).
Так что вся надежда сегодня на ЕАЭС. Его члены в принципе могут создать действенный регулятор. Особенно учитывая, что в рамках ЕАЭС речь идет и о создании единой валюты, для начала — в безналичных расчетах.
Проект, впрочем, еще требует глубокой проработки. Однако первые шаги уже сделаны, и они вызвали крайнее неприятие "западных партнеров", а значит, сделаны в правильном направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции