Елена Шевченко — мама звезд тайского бокса Валентины и Антонины. Каждая девушка неоднократно становилась лучшей спортсменкой во всем мире. А сама Елена наблюдает за успехами дочерей из Бишкека. Она президент Федерации тайского бокса в Кыргызстане. Растит будущих чемпионов.
— Если в семье девочка, то ее обычно отдают на танцы или какую-нибудь гимнастику. А вы Валентину и Антонину — на тайский бокс. Почему?
— Я сама в то время уже была тренером по тайскому боксу. Единоборствами они занимались с пяти лет. А параллельно еще рисованием, танцами и пением. Но оказалось, что борьба для них интереснее.
— Ну смотрите, спорт вырабатывает такие черты, как сила, упорство, умение взять свое. Считается, что девушкам для счастливой жизни нужно не совсем это…
— В тайском боксе не выигрывают те, кто машет кулаками направо и налево. Тут тоже надо выстроить стратегию, тактику, думать головой, а не лезть напропалую. Это очень полезный навык для любого человека.
Кроме того, спорт учит управлять эмоциями. Среди профессиональных спортсменов истериков нет.
— Считается, что тайский бокс — это очень травмоопасно, и многим мамам страшно за деток.
— Что вы! В той же гимнастике очень много травм, в легкой атлетике! Просто у нас травмы видимые — по носу ударили, кровь пошла, родители сразу в полуобморочном состоянии.
Вообще, тут многое от тренера зависит: если специалист хороший, то на его тренировках травм, как правило, не бывает. Хотя никто не застрахован.
— А когда ваши дочери получали по носу, что в вас больше екало — тренерское или материнское?
— Я сама их не тренировала.
— Но почему?
— Так правильнее. Не все тренеры могут работать со своими детьми. С моими дочерьми занимался Павел Федотов, он мастер своего дела.
— Когда вы почувствовали, что ваши девочки уже добрались до пьедестала?
— Когда они выиграли свой первый чемпионат мира. Это было в 2003 году. Тогда золото взяли и Валентина, и Антонина. Могла бы получиться и третья чемпионка. Но третье золото не дали, наверное, подумали, что слишком жирно кыргызстанцам три золота за раз получить.
— И о чем вы думали, когда видели своих дочерей на пьедестале?
— Все мамы в этом случае говорят про гордость. Но это не совсем то чувство, которое я испытываю. Мне было очень приятно. Безумно приятно. Но эта победа была ожидаема.
— Почему? Другие спортсменки были слишком слабые?
— У нас очень сильная школа. Тренеры многих стран консультируются с нашим главным тренером.
— И вы раскрываете секреты?
— Да. У Павла Федотова их вообще нет. Он готов рассказать все, о чем спрашивают. Считает, что чем сильнее конкуренция, тем интереснее.
К примеру, в нашем тайском боксе очень сильная работа ногами. Это потому, что мы развили технику на базе таэквондо. По всему миру считается, что в таэквондо традиционно техника работы ног самая сильная в единоборствах.
— Вздрагиваете ли вы, когда видите, что по лицу вашей дочери кто-то бьет кулаком?
— Нет. Я очень спокойно слежу за ходом игры. Нервничать начинаю после соревнований.
— У бегунов все легко: кто добежал до финиша быстрее всех, тот и выиграл. А вот художественным гимнасткам, например, в этом плане сложнее. Там судьи ставят оценки, исходя из собственного взгляда, субъективно. Насколько в тайском боксе велика вероятность того, что засудят?
И мы тоже с этим сталкивались. Но в какой-то момент перестаешь воспринимать это остро. В любом случае свою правоту можно доказать в следующий раз.
— У борцов есть фишка передавать оскорбления через прессу. Вы с этим сталкиваетесь?
— Иногда, но стараемся не расходовать энергию на это. Такие ссоры отбирают много сил.
— А как проходит рабочий день у Валентины?
— В межсезонье она тренируется каждый день в среднем по два с половиной часа. Когда готовится к конкретным соревнованиям, тренировок бывает и две, и три в день.
— И все?! Потом может делать что хочет?
— Да. Но за эти два часа ей надо выложиться больше, чем среднестатистическому офисному работнику за неделю. Она очень много работает.
— Обычно у спортсменов такого уровня форма не абы какая, а с наворотами и секретами.
— Нет, у Валентины самая обычная форма. Она заключила контракт с одной известной компанией и всегда носит одежду одной марки.
Вообще, считаю, что спортивная форма должна быть красивой. Я это по своим воспитанникам понимаю. Иногда приходит мальчишка — штаны свисают, майка старая. Ему некомфортно, он эти штаны подтягивает постоянно. А вот наденет красивый костюм, и уже самому приятно. Это тоже удовольствие.
— Ваши дочери уже давно живут не в Кыргызстане. У вас были мысли взять и уехать куда-нибудь?
— А зачем? Почему я должна уезжать куда-то? Я кыргызстанка! Мое место тут!