Руководитель аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов
В ночь с 1 на 2 апреля на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе снова начались бои. Армения заявила, что армия Азербайджана пошла в наступление по всей границе — с применением артиллерии, авиации и танков. В Баку же утверждали, что пошли в наступление после того, как армянская артиллерия обстреляла жилые кварталы. А дальше — все в рамках войны: сбитые вертолеты, подбитые танки и жертвы среди мирного населения…
Первый вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе был остановлен в 1994 году после подписания в столице Кыргызстана договора о прекращении огня, больше известного как Бишкекский протокол. Более того: едва ли не с первого дня существования в качестве суверенного государства Кыргызстан либо участвовал в миротворческих акциях, либо был их инициатором.
Дело компромисса
С 1993 года по решению Совета глав государств — участников СНГ "О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном" кыргызские миротворческие силы охраняли участок таджикско-афганской границы. Вплоть до 1999 года через это соединение прошло более 4 тысяч кыргызстанцев.
Участник тех событий — ныне начальник Генерального штаба Вооруженных сил КР Жаныбек Капаров уже в наши дни рассказывал журналистам: "Батальон численностью 500 человек охранял границу по фронту в 130 километров, хотя по классике батальон обороняет участок всего до пяти километров. Солдаты и офицеры, которые являлись пехотинцами, получили колоссальный опыт ведения действий в горных условиях. Для нас это было, конечно же, шоком, но тем не менее мы выдержали, и на том участке, где мы несли охрану границы, сильных столкновений не было".
Что касается Нагорного Карабаха, то известны воспоминания первого посла России в независимой Армении Владимира Ступишина "Моя миссия в Армении". Одна из глав книги так и называется: "Бишкек навязывает перемирие".
Ступишин свидетельствует: "Очень серьезный шаг к прекращению огня был предпринят в Бишкеке 5 мая на встрече парламентариев стран СНГ. Председатель Совета Федерации России, он же председатель Межпарламентской ассамблеи СНГ Владимир Шумейко, сделал принципиальное заявление: "Без признания руководства Нагорного Карабаха стороной конфликта нельзя этот конфликт ликвидировать". Это не понравилось азербайджанской делегации, и ее глава, уже известный нам Аффиятдин Джалилов, сначала не поставил свою подпись под Бишкекским протоколом от 5 мая… Но 9 мая на заседании Верховного Совета Армении его председатель Бабкен Араркцян сообщил, что у него был телефонный разговор с председателем азербайджанского парламента Расулом Гулиевым, и тот информировал его, что Азербайджан тоже подписал Бишкекский протокол. Выдвинутые при этом "поправки" армянский спикер счел несущественными".
Что это были за поправки? Когда Бишкекский протокол подписывал Расул Гулиев, в его экземпляр была включена следующая запись: "Подписано с условием, что в пятом абзаце настоящего текста в третьей строке сверху перед словом "наблюдателей" будет добавлено слово "международных" и в шестой строке сверху этого же абзаца слово "занятых" будет заменено на "захваченных".
Спустя 7 лет после подписания Бишкекского протокола на заседании Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана тогдашний глава республики Гейдар Алиев заявил: "Я вновь повторяю, что майское прекращение огня было очень важным шагом и мы пошли на него сознательно. И хотя проблема не урегулирована, перемирие необходимо. К сожалению, многие забыли, что такое война. Они живут в спокойствии и комфорте. К несчастью, они забыли о войне".
Укрощение огня
Надо отметить, что участие Кыргызстана в таджикских делах не ограничивалось только отправкой миротворцев. В 1997 году — с 16 по 18 мая — в Бишкеке встречались президент Таджикистана Эмомали Рахмонов (тогда его фамилия писалась так) и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури. Итогом встречи стал Бишкекский меморандум. "Президент Республики Таджикистан, — сказано в нем, — и руководитель ОТО согласились, что в результате бишкекской встречи были устранены препятствия, возникшие в последнее время в переговорном процессе, и заложены предпосылки для их успешного продолжения. Они договорились о том, что Комиссия по национальному примирению начнет свою деятельность сразу же после подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане". Заканчивался документ так: "Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов, руководитель ОТО А. Нури и специальный представитель Генерального секретаря ООН по Таджикистану Г. Меррем выразили глубокую благодарность Президенту Республики Кыргызстан А. Акаеву, народу Кыргызстана за гостеприимство, радушие, отличную организацию переговоров и активное содействие их плодотворному завершению".
В том же году президент Кыргызстана Аскар Акаев предложил Генеральному секретарю ООН Кофи Анану провести в Бишкеке мирную конференцию по урегулированию афганского конфликта. Предлагалось пригласить к диалогу все заинтересованные стороны, включая "Талибан". На выбор Акаев предложил тогда три варианта диалога: участие только заинтересованных стран, участие заинтересованных государства плюс противоборствующих сторон и участие только противоборствующих стороны. По мнению Акаева, изложенному в обращении к Генсеку ООН, последний вариант не имел шансов на успех, потому что воюющие отряды моджахедов вряд ли смогли бы самостоятельно договориться. По версии Акаева, нужен был мощный импульс извне. Но "Талибан" отказался участвовать в конференции, поэтому она и не состоялась…
Спустя 12 лет второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев также предложил сделать Бишкек площадкой для мирных переговоров по Афганистану. Сам Бакиев в интервью ВВС заявил об этом: "Путь к стабильности в Афганистане лежит не только в военной плоскости. У нас есть ряд конкретных предложений под условным названием "Бишкекская инициатива". Например, в рамках "Бишкекской инициативы" мы предлагаем сделать Кыргызстан площадкой, где развернется постоянно действующая международная конференция по вопросам безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе. Возможно создание и международного аналитического центра, который мог бы давать развернутый анализ ситуации в регионе и вырабатывать рекомендации по ее урегулированию".
Тогда же председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области России Дамир-хазрат Мухетдинов отметил: "Именно эта страна (Кыргызстан. — Авт.) имеет морально-политическое право претендовать на роль миротворческой оси в Центральной Азии, ибо единственная среди ближайших соседей смогла за последние годы выстроить многопартийную систему". По его словам, многопартийность современных политических систем не только не противоречит исламскому принципу шура (совещательности), но и реализует его в нашей действительности. Дамир-хазрат резюмировал: "Ведь можно взять наименование "исламский", но в действительности не применять этот принцип. А Кыргызстан развивается именно в направлении, где сочетаются европейские демократические и исламские стандарты".
Таким образом, очевидно, что миротворческие традиции в Кыргызстане сильны и с давних пор встречают понимание не только светских, но и духовных властей соседних государств. В условиях, когда конфликты становятся все интенсивнее, республике необходимо развивать и укреплять тот потенциал, который наработан в 90-е годы. Причем не только ради мира, но и для повышения собственного престижа.