БИШКЕК, 10 апр — Sputnik. Премьер-министр Темир Сариев на своей странице в Facebook опубликовал комментарий в ответ на выводы депутатской комиссии, изучающей законность проведения тендера на реконструкцию автодороги Балыкчи — Корумду.
Руководитель пресс-службы правительства Назира Ахмедова подтвердила подлинность заявления.
Депутатская комиссия накануне приняла решение выразить вотум недоверия правительству "из-за нарушений" в тендере.
Ниже приводится заявление премьер-министра без изменений:
Вчера, в субботу, в нерабочий день депутатской комиссией вынесено решение по вопросу строительства автомобильной дороги Балыкчи — Корумду. В связи с этим решил высказать собственное мнение.
1. Вся республика охвачена строительством и реконструкцией дорог. Масштабная реконструкция автомобильной Иссык-Кульской кольцевой дороги имеет стратегическое значение. Об этом многие годы говорилось, но дело так и не доходило до практической реализации. Мы изыскали собственные внутренние средства для начала столь важного объекта. У людей наконец-то появились радость и надежда, что эта стратегическая трасса будет запущена. Это мы каждый день ощущаем по поступающим откликам от граждан и гостей страны.
2. Теперь по тендеру. Правительство проводит сотни тендеров ежегодно. В прошлом году только по линии Министерства транспорта и коммуникаций проведено 23 тендера, по линии Госархстроя — 98 тендеров. В этом году будут проведены тендеры по строительству 100 школ. Согласно закону и регламенту, руководитель госоргана, который проводил тендер, несет персональную ответственность. Тендер по реконструкции автомобильной дороги Балыкчи — Корумду осуществлялся в рамках аналогичных процедур, ответственность за которые также несет министр.
3. Теперь о процедурах. Проведение тендера осуществлялось Министерством транспорта и коммуникаций в лице департамента дорожного хозяйства, департаментом государственных закупок при Министерстве финансов КР. Принятие заявок осуществляется в электронном формате, на который мы перешли в прошлом году. Любое несоответствие поступающих документов определяется на объективной основе.
5. В отношении заявки "Империи групп", к которой имеет отношение Канат Исаев, о чем он сам публично признался. Из справки межведомственной комиссии очевидно, что компания не смогла оформить и подать заявку вовремя. При вскрытии документов этой компании не было. По позиции Министерства транспорта и коммуникаций КР "Империя групп" является недобросовестной, и было предложено включить ее в "черный список" (об этом указано в заключении межведомственной комиссии).
6. О лицензиях. Депутатская комиссия заявила об отсутствии лицензии у китайской компании. Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций КР представил лицензию, заверенную нотариально с переводом. По их данным, "Лонг Хай" является крупной компанией по строительству дорог и мостов. Кроме того, как мы все знаем, за последние 20 лет Китай занимает первое место в мире по строительству автомобильных и железных дорог, используя высокие технологии и предоставляя отличное качество.
7. О финансах. Первоначальное ТЭО, которое было предоставлено именно Министерством транспорта и коммуникаций КР, оценивалось в 9,9 миллиарда сомов. При проведении тендера выигравшая компания предложила 6,8 миллиарда сомов. Нетрудно посчитать разницу, сэкономлены бюджетные средства. Хочу задать вопрос: где здесь ущерб, в чем его видят проверяющие?
9. Что касается обеспечения финансовыми ресурсами, то правительство изыскало в настоящее время больше полумиллиарда сомов и готово было профинансировать. А также правительство дополнительно нашло 140 миллионов сомов на реконструкцию внутренней дороги от кольца до моста в городе Балыкчи.
10. О работе депутатской комиссии. Комиссия была инициирована Канатом Исаевым. Ангажированность комиссии была видна по тому, как она проводилась. В пятницу комиссия, объявив о начале заседания и пригласив всю прессу и ключевых ответственных лиц, заместителя министра транспорта и коммуникаций КР Уезбаева У. и председателя тендерной комиссии Кайынбаева Н., по непонятным причинам отменила публичное заседание. Позже комиссия собралась за закрытыми дверями, не выслушав главных фигурантов, в то время как общественность нуждалась в открытом рассмотрении данного вопроса.
11. Комиссия внезапно в нерабочий день — субботу — проводит спешное заседание, вынося заключение по столь сложному вопросу всего лишь на четырех страницах. Опять же не были заслушаны лица, чья информация важна для работы данной комиссии. Уезбаев У. и Кайынбаев Н. могли бы существенно пролить свет на многие детали. Где объективность и беспристрастность? Мнение комиссии базировалось главным образом на показаниях министра транспорта и коммуникаций Малабаева А. Очевидно, что заключение, полученное на основе односторонней информации, вызывает сомнения в его объективности.
12. Поспешность и закрытость работы комиссии говорит о возможной ангажированности отдельных ее членов. Как человек, дорожащий своим именем и честью, считаю, что в данном вопросе необходимо обеспечить максимальную прозрачность и открытость. В этом и заключается моя заинтересованность. Я сторонник объективного расследования всех фактов и установления истины. Мои опасения связаны только с одним — что строительство столь важной дороги в угоду политическим интригам может быть приостановлено.
По словам главы правительства, он изложил некоторые факты и обозначил вопросы, интересующие многих. Более подробное официальное заявление Темир Сариев намерен сделать в ближайшее время.