С раннего детства мне твердили о том, что по моим ушам здорово прошелся огромный медведь. Слуха у меня нет совсем. Но я набралась смелости и решила освоить игру на одном из кыргызских музыкальных инструментов. И я расскажу вам, как это было.
Остальные инструменты, к сожалению, не получили такого пиара: отсюда мое незнание и невероятное желание узнать, услышать, потрогать что-нибудь, кроме комуза.
За помощью я обратилась к участникам фольклорно-этнографического ансамбля "Ордо Сахна", выступление которого впечатлило и подтолкнуло на получение нового навыка (если быть честной, то меня больше занимали инструменты, на которых они играли). Этот коллектив славится возрождением забытой культуры кочевников и мастерской игрой на старинных кыргызских инструментах — комузе, кыл-кыяке, чоорах различных видов, сыбызгы, кернее, темир ооз комузе, жыгач ооз комузе и добулбасе.
Чтобы не растеряться в сложных названиях, срочно смотрите инфографику Sputnik.
Кстати, это вовсе не дешевое удовольствие! Со мной по секрету поделились, что знатные иссык-кульские мастера за изготовление музыкальных инструментов для профессиональной игры берут от 8 до 20 тысяч сомов. Сувенирные музыкальные инструменты, выставленные на прилавках столичных торговых центров на радость иностранным туристам, стоят в разы дешевле — от 500 до 6 тысяч сомов. Настоящий музыкант обиделся бы, если бы ему предложили сыграть на такой бутафории.
Когда я выбирала, на чем бы мне научиться играть, то пошла по пути наименьшего сопротивления. Мой выбор пал на самый легкий, как мне показалось, инструмент — темир ооз комуз. Цены на него достаточно приемлемые — от 600 до тысячи сомов за один экземпляр, красиво уложенный в деревянный футляр, оформленный в национальном стиле.
Темир ооз ("темир" — железный, "ооз"— рот) — металлический ротовой (губной) щипковый инструмент. Кстати, под разными названиями и внешними модификациями этот же инструмент встречается более чем у 15 народов мира. А в Кыргызстане известен как самый женский инструмент. А все потому, что его история хранит много имен талантливых темир комузисток. Прошу заметить, что на звание таковой даже в далеком будущем я претендовать не планирую.
Прочитав небольшую характеристику инструмента и "инструкцию по использованию", я отправилась на репетицию ансамбля "Ордо Сахна".
Моя уверенность в себе и своих способностях растворилась, стоило мне услышать, как здорово звучит инструмент в руках профессионалов. Казалось бы, я все делала строго по инструкции: прижимала "щечки" темир ооз комуза к зубам левой рукой, колебала язычок, защипывая его указательным пальцем правой руки, при этом вдыхала и выдыхала воздух. Но экзотичного, как говорят музыканты, "звука обертонного ряда" так и не было слышно.
Спустя три дня борьбы с одним из древнейших кыргызских инструментов я смогла проиграть небольшой такт из ноты "ля". В каждую свободную минуту я проигрывала: "таа-даа-дам". В видео этот наигрыш прозвучит в сочетании с кыргызской скрипкой кыл-кыяк в произведении композитора Таалая Бейшеева.
Если вы собираетесь последовать моему опыту, то вам лучше приобрести собственный темир ооз комуз в целях гигиены.
Все испытано на себе! Поэтому вот вам несколько рациональных советов от дилетанта.
- При выборе инструмента не ищите точеных линий и идеально ровного, блестящего металла. В этом случае грубое и небрежное исполнение темир ооз комуза говорит лишь о самобытности технологии его изготовления и придает ему этнический характер.
- Запаситесь терпением и неиссякаемым желанием освоить кыргызский варган: инструмент поддается не сразу. Особенно тем, чье образование и род деятельности далеки от музыкальных.
- Помните, что инструмент подносится ко рту исключительно левой рукой. Почему, не знают даже профессиональные музыканты.
- В попытке прокусить металлический инструмент вы рискуете потерять пару зубов. Поэтому при игре нельзя сильно зажимать темир комуз зубами. "Щечки" инструмента нужно естественно прижать к зубам.
- Чтобы инструмент правильно работал, расстояние между верхним и нижним рядами зубов должно быть равно ширине язычка-пластины. А губы должны быть плотно сжаты.
- Рассчитывайте свои силы. Не стоит резко бить по язычку — хороший звук достижим и при умеренных ударах. Если не выходит, то вам явно пора садиться за ударные.
- Вы должны освоить профессиональный вдох и выдох, что мне так и не удалось. Для виртуозный игры недостаточно просто вдыхать носом и выдыхать ртом. Придется научиться контролировать движения диафрагмы.
Сизге ийгилик каалайм! Аман болуңуз!