Александр Герман, обозреватель, для Sputnik
Необходимость строительства Восточного с точки зрения интересов России сомнений не вызывает. Стране необходим независимый выход в космос. Хотя Казахстан для России и дружественная страна, ближайший союзник, нахождение космодрома на чужой территории сопровождается большим количеством дополнительных сложностей. Дело не только в арендной плате и содержании комплекса и города. Расходы на новый город и новый космодром ничуть не меньше. Главное — это определенная зависимость в принятии решений и необходимость согласования с казахстанской стороной практически всех процедур, сопровождающих эксплуатацию космодрома: графиков пусков ракет, выделения полей падения отработавших ступеней, решения экологических проблем при нештатных ситуациях, опять же плата за экологический ущерб и т.д.
И все же сегодня у многих возникает вопрос: как будет дальше развиваться Байконур в связи с появлением у России собственного космодрома (о космодроме в Плесецке мы сейчас не говорим — у него совсем иные функции).
Начнем с того, что этот вопрос возник сразу после принятия решения о строительстве Восточного. Все эти годы из уст многих высокопоставленных российских чиновников и руководителей Роскосмоса звучало, что Россия заинтересована в Байконуре и уходить оттуда не собирается. Эти же слова повторил руководитель президентской администрации Сергей Иванов после пуска "Союза" с нового космодрома.
Действительно, существуют договор аренды комплекса Байконур до 2050 года и российско-казахстанские межправительственные документы о совместной эксплуатации космодрома. О совместном использовании Байконура договорились президенты России и Казахстана еще в 2007 году. Но сейчас, естественно, вопросы перспективы возникают снова.
И первый из них: являются ли Восточный и Байконур конкурентами? Для специалистов и экспертов сомнений нет — конечно являются. Разница в расположении немногим более шести градусов по широте (45°50' с. ш. Байконур и 51°88' — Восточный). И хотя Байконур расположен несколько выгоднее в географическом положении, наличие полей падения на собственной территории России либо в океане, а значит, отсутствие необходимости согласований и оплаты компенсирует эту небольшую разницу.
Что же остается Байконуру?
Во-первых, несмотря на достаточно быстрые по нынешним временам сроки строительства первой очереди Восточного, окончательное возведение всего космодрома и города займет несколько лет. Сейчас называют 2021 год как дату старта "Ангары" и 2023-й для первого пилотируемого, но полноценная коммерческая эксплуатация начнется только после набора необходимой положительной статистики (количества удачных пусков).
Поэтому, скорее всего, минимум ближайшие десять лет пилотируемая программа будет осуществляться с Байконура. Возможно, и гораздо дольше. Примерно столько же будут продолжаться запуски "Протонов" — "рабочей лошадки" Роскосмоса, на которой осуществляется основное количество коммерческих пусков.
К сожалению, в связи с ситуацией на Украине весьма туманны перспективы ракетного комплекса "Зенит" — российско-украинского носителя, по общему признанию, лучшей советской ракеты. Тем не менее старт в рабочем состоянии, крайний (хочется надеяться, что не последний) пуск "Зенита" был произведен в декабре 2015 года, и при изменении ситуации в лучшую сторону работа может возобновиться. Эти основные стартовые комплексы, различные конверсионные варианты ("Циклон", "Днепр") практически исчерпали себя, да и на общую ситуацию не влияют.
Перспектива Байконура — только в совместном использовании. Казахстану одному, самостоятельно его не потянуть. России полностью уходить с Байконура, даже после 2050 года, тоже вряд ли целесообразно.
Во-первых, всегда нужен резервный вариант. Во-вторых, отказываться от наработанной, готовой площадки просто неразумно. Многие пуски и дальше экономически выгоднее будет производить с Байконура, что в условиях конкуренции с западными компаниями может оказаться решающим фактором.
Понятно, что в таких масштабах, как он задуман и построен, в том числе для военных целей, комплекс не нужен. Но отказываться от уже имеющейся инфраструктуры, которую не надо создавать с нуля, а просто необходимо модернизировать и поддерживать в рабочем состоянии, гораздо выгоднее.
Последние несколько лет Казкосмосом и Роскосмосом ведется большая работа по определению и постепенному выводу из аренды отдельных участков космодрома с перспективой их экономического использования в интересах Казахстана. Не приходится сомневаться, что эта работа будет результативной, так как она в общих интересах.
Казахстанские специалисты АО "СП "Байтерек" прошли соответствующую подготовку и с этого года стали принимать участие в пусковых и послестартовых мероприятиях на КРК "Протон". Кстати, в байконурском филиале "Восток" Московского авиационного института обучается большое количество казахстанских студентов, для которых также найдется работа на космодроме. Возможно, они придут на смену специалистам, часть из которых уже перешла или собирается перебраться с Байконура на Восточный. Так, кстати, было и раньше — специалисты часто переходили с Плесецка на Байконур и наоборот.
В то время передача комплекса в аренду Российской Федерации была единственной возможностью сохранить его в жизнеспособном состоянии. Теперь пришло время новых решений, и есть большая вероятность, что эти решения сохранят уникальный космодром для будущих поколений всего постсоветского пространства.