БИШКЕК, 6 мая — Sputnik. "Папа прошел всю войну — от Москвы до китайского Харбина", — вспоминает фотограф Александр Федоров.
По его словам, из их семьи на фронт ушли двое — его отец Павел Степанович Федоров и старший брат Михаил.
"Дядя Миша служил на Украине в пограничных войсках. В первые дни войны их погранзаставу под Волынском сровняли с землей. И сколько моя бабушка ни писала писем в Министерство обороны, она так и не узнала подробностей его гибели. Он навсегда остался без вести пропавшим", — рассказывает Федоров.
Отец тогда только окончил учебу в Томском университете, сразу после экзаменов был призван в Подмосковье на краткосрочные командирские курсы, вспоминает рассказы бабушки Федоров. После его направили в дорожные войска, где он возглавил роту бойцов. Хоть ему и редко приходилось сталкиваться с фашистами, но иногда все же приходилось отстреливаться от врага. "Тысячи километров дорог и мостов отделяли тогда от Победы", — говорил отец, вспоминая о первых годах службы.
Дома сохранился довоенный карманный русско-немецкий словарь со стертыми буквами на страницах и потрепанной до дыр обложкой, рассказывает Федоров.
"Папа использовал его, когда советские войска вошли в Европу. Бездорожья там было меньше, но, чтобы раздобыть строительные материалы, нужен был переводчик", — пояснил сын ветерана.
Весной 45-го дошедшего до Берлина отца перебрасывают на северо-восток Китая. Их эшелон, пройдя через всю страну на восток, прибыл в китайский Харбин, где шли бои против японских оккупантов. В начале 1946 года папа приехал в Кыргызстан, где посвятил себя сельскохозяйственной науке, вспоминает рассказы отца Федоров.
"Мальчишкой я любил рассматривать военные фотографии, и меня особенно интересовала та, где рядом с отцом сфотографирован сын полка". Я ему так завидовал и долгое время мечтал иметь такие же гимнастерку и сапоги", — сказал Федоров.
Он отметил, что уже позже, когда стал взрослым, заметил, что отец на фотографиях 41-го выглядит старше, чем в конце войны.
"Думаю, сказывалось напряжение первых дней войны. Но ему, конечно, повезло — он остался живой. После войны, вернувшись к мирной жизни, отец отдал все свои знания и умения исследованиям кыргызской земли и дослужился до звания профессора", — сказал фотограф.
По данным правительства, по состоянию на апрель в Кыргызстане остался всего 821 ветеран Великой Отечественной войны. Также в республике проживают 3 974 труженика тыла, 9 трудармейцев, 30 блокадников, 29 бывших малолетних узников концлагерей и 18 вдов ветеранов.