БИШКЕК, 16 мая — Sputnik. Половина пользователей Сети готовы продать свои пароли за шоколадку, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Computers in Human Behavior.
Как правило, злоумышленники пытаются заставить человека выдать пароль, используя особые поддельные письма от администрации взламываемых ресурсов и прочие трюки, в том числе различные фальшивые лотереи и "подарки", получение которых требует ввода пароля или номера кредитки. Как утверждают хакеры, подобные подходы не только дешевле, чем написание вирусов и утилит для взлома, но и эффективнее их.
Андре Мельцер (Andre Melzer) из университета Люксембурга и его коллеги проверили, действительно ли социальная инженерия настолько эффективна, организовав крайне необычный "следственный эксперимент".
"Мы проверили, какую роль в этой методике взлома играет такой психологический феномен, как принцип взаимности. Так, если кто-нибудь дает или делает нам что-то полезное, мы автоматически чувствуем себя обязанными сделать что-то приятное в ответ. Это универсальный принцип устройства нашего общества, без которого оно не будет работать. И, как и все остальные основы, взаимность можно эксплуатировать в корыстных целях", — объясняет Мельцер.
Руководствуясь этой идеей, ученые вышли на улицы Люксембурга, завязывая беседы со случайными прохожими. В ходе этих диалогов, содержавших случайные вопросы, программисты интересовались у собеседников, как они относятся к компьютерной безопасности, и иногда мимоходом спрашивали у них один из паролей, который они используют для доступа к своим учетным записям в Сети.
Иногда такие просьбы подкреплялись предложением угоститься шоколадкой, которую экспериментаторы держали в руках. В других случаях они выдавали шоколадку собеседнику лишь в конце диалога.
Подкуп в виде шоколадки почти удваивал частоту успеха — в таких случаях "жертвы" Мельцера и его коллег делились своими паролями в 48 процентах попыток их получить. Что интересно, мужчины были более податливы на уговоры ученых — они выдавали пароли в среднем на 23 процента чаще, чем женщины, когда им предлагали шоколадку.
Столь яркие различия в результатах эксперимента говорят в пользу того, что социальная инженерия действительно крайне эффективно работает и человек действительно является самым слабым звеном в современных системах безопасности. Это, считают Мельцер и его коллеги, указывает на то, что всем компаниям, стремящимся защитить себя от взлома, следует больше обращать внимание на то, насколько их сотрудники устойчивы к социальной инженерии, а не на сложность систем кибер-защиты.