С Азизом Жумадиловым корреспондент Sputnik Кыргызстан познакомилась на марафоне Run The Silk Road в Иссык-Кульской области. Он обычный спортсмен, коих на мероприятии собралось несколько тысяч.
Разница была в том, что Азиз марафон так и не увидел, — молодой человек с рождения лишен этой способности, но это не мешает ему жить по максимуму.
— Вопрос — как?
— Я не считаю себя другим, я такой же, как и все, и делать могу то же, что и все. К жизни нужно относиться проще. Хочется чем-то заняться, пробовать. А смысл какой ждать и бояться?
— А как окружающие воспринимают ваши поступки?
— Сначала ко мне относятся по-особому. Стараются быть тактичнее, только со временем люди понимают, что я ничем не отличаюсь и не уступаю им. Могу также все делать и даже конкурировать.
— Это ваше первое участие в марафоне?
Я пробежал дистанцию на десять километров. О марафоне узнал от друга. Он тоже незрячий. В прошлом году друг участвовал, в этом мы к нему присоединились. Сейчас понимаю, насколько это заряжает. Верно говорят, что спорт — это жизнь. В следующем году тоже побегу, но только не 10 километров, а 21 и буду тренироваться.
— Как удается выживать в Бишкеке, где водители не замечают пешеходов?
— (смеется) Чтобы выжить в Бишкеке достаточно знать правила дорожного движения, и все. В городе все спешат и бегут. Со мной бывало разное, каждому ведь не объяснишь всей ситуации. Водители по-своему реагируют, иногда, конечно, могут и поругаться, но не сильно. Знаете, в Бишкеке народ понимающий, если нужна какая-либо помощь, то выручат.
— То есть рисковать не боитесь?
— Острые ощущения — это то, что заставляет жить. Этой зимой я прыгал с парашютом на авиабазе в Канте. Я чуть не умер от страха: сердце бешено колотилось. Мне попался хороший инструктор, у нас был парный прыжок. Ощущения — словами не описать, это пробовать надо. У меня было повышенное глазное давление (глаукома), и прыгать было запрещено. Но я все равно это сделал на свой страх и риск. Потом меня уже глаукома не мучила, чудеса (смеется).
— С парашютом?! Да как вас дома родные отпустили?
— А они узнали уже после всего, иначе бы меня мама убила. Какая нормальная мать отпустит ребенка прыгать с парашютом? Вот и я своей не сказал, чтобы не волновалась лишний раз. Я еще хочу прыгнуть, этим летом обязательно повторю.
— Спорт, экстремальный отдых, что еще?
— На днях я победил в конкурсе караоке.
— Когда вы все это успеваете?
— Подождите, уроки по классу гитары?
— Да, чему вы удивляетесь? Я самоучка, правда, но играю неплохо, у меня даже ученики есть. Человек десять-пятнадцать играть на музыкальном инструменте научил.
— Чем больше говорю с вами, тем больше удивляюсь…
— Чему здесь удивляться? Если человек не видит, это не значит, что он ничего не может или беспомощный. Стоит только захотеть. Я сейчас заканчиваю учебу на массажиста (среднее специальное образование). На следующий год буду поступать в Кыргызское государственное музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева на факультет эстрады. Так что у меня все впереди.