БИШКЕК, 24 мая — Sputnik. С обретением независимости в Кыргызстане прекратилась реализация ряда крупных проектов, необходимость которых уже давно признана, причем на самом высоком уровне.
Редакция Sputnik Кыргызстан вспоминает, какие мегапроекты так и остались на бумаге или едва начали реализовываться.
Камбар-Атинские ГЭС и Верхне-Нарынский каскад ГЭС
В последние годы в Кыргызстане встала проблема энергодефицита. Первый предвестник — веерные отключения при правлении Курманбека Бакиева, с 2013 года прекратился экспорт электроэнергии, а с 2014-го Кыргызстан, наоборот, начал ее импортировать. Стал актуальным ввод новых генерирующих мощностей.
Было запланировано строительство трех Камбар-Атинских ГЭС (КАГЭС). Проектные работы начались еще в 70-е годы. КАГЭС-2 начали строить в 1986-м, но в 90-е работы были приостановлены из-за отсутствия средств. Предполагаемая мощность — три агрегата, каждый мощностью 120 мегаватт.
Работы возобновлены в 2007 году, и спустя три года был установлен один агрегат. Идут переговоры по установке второго. Третий можно будет установить только после ввода Камбар-Атинской ГЭС-1, планируемая мощность которой составляет более 1 800 мегаватт. Однако КАГЭС-1 и 3 так не были построены. Проект по КАГЭС-1 — а стоимость его превышала три миллиарда долларов — не был реализован из-за отсутствия средств у инвестора.
Отметим, что данные энергопроекты вызывают неприятие у соседей, которые указывали на проблемы с экологией, а также высокую сейсмичность региона. С другой стороны, амбициозный проект — это еще и инструмент воздействия на соседей: Узбекистан и Казахстан. Отметим, узбекский президент Ислам Каримов не раз заявлял о возможности региональных конфликтов из-за водных ресурсов.
Несмотря на недовольство соседей, поиск инвесторов продолжается.
Завод минеральных удобрений в Таш-Кумыре
Кыргызстан традиционно зависел от поставок минеральных удобрений. Для обеспечения страны собственными минеральными удобрениями необходимо было построить завод. Во время президентства Курманбека Бакиева китайцы планировали возвести предприятие на угольном месторождении Тегене, что около Таш-Кумыра, но по ряду причин отказались. Также переговоры продолжались после апрельских событий 2010 года. Но, несмотря на бодрые рапорты чиновников Минсельхоза, китайские компании так и не начали участвовать в проекте. Предполагаемая мощность — от 300 тысяч до полумиллиона тонн, стоимость — от 300 до 600 миллионов долларов.
Против строительства выступали производители экологически чистой продукции.
Теплоэлектростанция на угольном месторождении Кара-Кече (Нарынская область)
Против выступали защитники экологии, которые указывали, что во всем мире ТЭС закрывают или переводят на экологически чистое топливо.
Железная дорога Китай — Кыргызстан— Узбекистан
Более 20 лет ведутся переговоры по строительству железной магистрали, которая пойдет дальше в Иран и Турцию и таким образом соединит страну с Европой. Для Кыргызстана будут обеспечены выход к морю и поступление многомиллионных сумм за транзит грузов. Также благодаря трассе удастся связать железнодорожным сообщением юг и север страны.
Против выступали эксперты, которые указывали на угрозу национальной безопасности, а также на целесообразность проекта, ведь дорога должна будет пересекать ряд границ.