БИШКЕК, 27 мая — Sputnik. Ученые из Венгрии открыли свидетельства наличия не четырех, а пяти фундаментальных сил природы, сообщает РИА Новости со ссылкой на новостную службу журнала Nature.
В конце прошлого года Атилла Краснахоркаи (Attila Krasznahorkay) из Института ядерной физики Венгерской академии наук в Дебрецене и его коллеги опубликовали статью, в которой рассказали о необычных результатах наблюдений за тем, что происходит при переходе атома бериллия-8 из возбужденного в нормальное состояние при синтезе бериллия во время бомбардировки листа лития протонами.
Как рассказывают ученые, при определенных обстоятельствах этот процесс приводит к рождению не фотонов, а пар электрон — позитрон, своеобразных нестабильных мини-атомов из частиц материи и антиматерии. Сам по себе этот факт не является необычным — такие процессы происходят в природе и в космосе регулярно. Удивительным было то, как происходило рождение этих частиц.
Поставить электроны в угол
К большой неожиданности Краснахоркаи и его коллег, происходило нечто иное — когда угол разлета приближался к отметке 140 градусов, число электрон-позитронных пар резко вырастало. Это указало на то, что в данном процессе замешаны некие частицы или силы, выходящие за пределы стандартной модели.
Как полагают венгерские физики, подобное поведение бериллия-8 связано с тем, что его ядра во время их формирования в листе лития испускают особый сверхлегкий бозон — частицу-переносчик одного из четырех фундаментальных взаимодействий, который распадается на электрон и позитрон.
Краснахоркаи полагает, что данная частица, масса которой составляет примерно 17 мегаэлектронвольт, является так называемым темным фотоном — переносчиком электромагнитных взаимодействий, способных влиять на поведение частиц темной материи.
Протонофобия
Ее переносчиком является та частица, которую открыли венгерские физики, и калифорнийские ученые предлагают назвать ее протонофобным Х-бозоном. Подобное название объясняется, по мнению ученых, тем, что данная частица взаимодействует не с протонами и электронами, как обычные фотоны и их "темные" собратья, а с электронами и нейтронами.
Другие ученые не согласны с подобной интерпретацией результатов Краснахоркаи и его коллег. Опрошенные Nature физики считают, что подобное поведение маловероятно, хотя в принципе и возможно, а другие советуют дождаться повторной проверки экспериментов венгерских физиков, которую проведет коллаборация DarkLight в ближайший год.
"В исходной экспериментальной работе, на которой основаны эти теоретические построения, говорится о том, что наблюдения за переходами между возбужденными состояниями атома бериллия-8 дают результаты, расходящиеся с нынешним теоретическим описанием. Всяческие отклонения в ядерной физике возникают регулярно, поскольку адекватно сосчитать спектр возбуждения ядер, путь даже легких, крайне тяжело", — прокомментировал исследование Игорь Иванов, известный российский физик и популяризатор науки.
Как пишет Иванов, схожие необъяснимые всплески и аномалии находили и раньше в ходе наблюдений за поведением нейтрино и в ходе экспериментов на БАК, которые впоследствии "рассасывались" по мере накопления данных и повышения точности детекторов.
"Поэтому и в этом случае это практически гарантированно плохо описываемый эффект ядерной физики", — отметил ученый.
Он считает статью в Nature News стандартной для теоретиков работой по размышлениям на тему "Какой могла бы быть новая физика".