Старший секретарь арбитражного суда Всемирной ассоциации WMMAA Адель Файзуллин в таком духе говорил о Кыргызстане, что хотелось кивать, приговаривая: "Да-да, мы такие, мы можем". Даже если вы не интересуетесь смешанными боевыми единоборствами, все равно почитайте. Я до этого интервью ими тоже не интересовалась.
— Когда редакция отправляла меня на задание, кто-то сказал, что MMA — это по-простому борьба без правил вообще. Действительно так?
— Ни в коем случае. Термин "бои без правил" был придуман журналистами бульварной прессы в конце 90-х. Так они хотели привлечь внимание населения к своим статьям.
ММА, или смешанные боевые единоборства, регулируются очень жесткими правилами. Некоторым бойцам термин "бои без правил" не нравится настолько, что они могут даже перестать общаться с человеком, который его использует.
— Вы судили турнир в Оше. Какие впечатления от наших ребят?
— Вы также судите мировые чемпионаты по смешанным боевым единоборствам. Были ли среди наших спортсменов такие, которые достойно смотрелись бы на международных турнирах?
— Были люди, с которыми я хотел бы поработать. Причем не все из них победители. Есть у вас спортсмен, который проиграл по досадной ошибке, но он достиг такого уровня, что может спокойно представлять страну на международных турнирах.
— Часто ли борцы после неудачного поединка остаются инвалидами на всю жизнь?
— Начнем с того, что за всю историю существования смешанных боевых единоборств не зафиксировано ни одного летального исхода. Более того, не было ни одного случая необратимого увечья, то есть когда человека так сильно покалечили, что ему пришлось бросить бои.
В отличие от бокса, где нередки травмы головы, в ММА это почти невозможно. Одна из основных задач рефери — предотвратить травму, вовремя остановить бой. Кроме того, строго запрещены удары в затылок, в пах. Нельзя бить головой, ломать пальцы, расширять естественные отверстия тела.
— ?!
— Это цитата из правил. В общем, мы не пытаемся привлечь публику кровавыми брызгами.
Если врач не остановил кровотечение в течение двух минут, боец снимается с соревнований. Без врача турнир в принципе никто не начнет. Даже если это будет районное соревнование в школьном спортзале.
В Оше, например, мы сняли очень серьезного бойца, который проиграл предыдущий бой нокаутом. Врач посчитал, что спортсмен еще не оправился, и выступать ему не дали, несмотря на очень хорошие перспективы.
— Чем наши бойцы отличаются от других? Чем мы можем всех победить?
— У бойцов из Кыргызстана есть одна общая черта — они прямолинейные и всегда идут до конца. Они открытые и прогнозируемые. Именно это позволяет к концу боя, когда соперник уже уверился в своем превосходстве, преломить его ход и завершить поединок досрочно удушающим или нокаутом. Я наблюдал такое неоднократно.
— Раньше к нам на Иссык-Куль привозили на тренировки спортсменов со всего СССР. Вроде бы там какие-то уникальные условия…
— В смешанных боевых единоборствах, как и в других видах спорта, где важна выносливость, практикуется тренировка в горах, от тысячи метров над уровнем моря и выше. Там у человека начинается легкое кислородное голодание.
Кроме того, во многих странах топовые бойцы исповедуют ислам. Для них принципиально важно наличие халал-пищи в местах, где они тренируются. Я, например, буду рекомендовать своим товарищам Иссык-Куль как место для сборов.
— Среди бойцов на турнире, где вы присутствовали, также были спортсмены, проживающие в условиях высокогорья. Вы заметили у них эту выносливость?
— Некоторые ваши бойцы весом под 80 килограммов двигаются с грацией легковесов. Чем крупнее спортсмен, тем меньше у него амплитуда движений: ему надо беречь силу, он же большой. А тут они слишком быстрые. Я специально навел справки: да, действительно, эти ребята из горных районов.
Почему кавказцы в России считаются наиболее подготовленными? Отчасти потому же.
— Раньше была такая передача "Криминальная Россия". Там часто рассказывали, что в 90-х годах спортивные клубы для бойцов были кузницей бандитских кадров. Сейчас что-то изменилось?
— Тогда дело было не в спорте, а в политической, экономической ситуации. Бандит был как будто уважаемым человеком и примером для подражания. ОПГ могли спокойно вербовать людей, и, разумеется, спортсмены благодаря хорошей физической подготовке были для них "удобнее".
Вербовались не только борцы, но и волейболисты, пловцы, футболисты: все сильные ребята были востребованы. Сейчас же за спортом ведется очень пристальное наблюдение. Практически во всех известных мне странах боевые виды спорта тщательно курируются правоохранительными органами.
Условие простое: если мы даем бойцу возможность заниматься спортом, предоставляем ему методику, обеспечиваем нормальный моральный климат, ему не нужно будет уходить в криминал.
— Часто спортсмены жалуются на недостаток финансирования. Я понимаю, когда ноют хоккеисты — мы все представляем, сколько стоит хорошая форма, зал со льдом, — или лыжники. Но почему сетуют на отсутствие денег борцы?
В смешанных боевых единоборствах активно используется ударная техника, а значит, надо покупать мешки, груши. Перчатки нужны, накладки на корпус. Конечно, нужен ринг.
Борьба — это зрелищный спорт. Спортсмены предпочитают выбирать экипировку известных организаций. Вкупе все это стоит больших денег.
— Когда на ваших глазах кого-то бьют по лицу, у вас возникает чувство жалости?
— Конечно нет! Человек — хищник, ему свойственна агрессия. Когда у мужчины есть возможность выплеснуть природную агрессию в ходе спортивного поединка, это очень хорошо для окружающих. Большинство бойцов в жизни адекватные и культурные люди.
— А на женских боях вы бывали?
— Да.
— У нас есть такой стереотип: женщина должна быть мягкой, доброй хранительницей очага. А тут ринг, бить друг друга надо…
— Я с этим стереотипом по большей части согласен. Не хочу никого обидеть, но у таких девушек много мужских черт. Знаете, я бы с половиной известных женщин-бойцов не рискнул на ринге встретиться.