Семь дней в неделю, с понедельника по воскресенье, они поднимаются в 6 утра. Их выходной — это 20 минут после обеда и час личного времени после ужина. Живут по уставу, едят по форме номер 10, говорят и делают по приказу. Их не заботят скандальные посты в Facebook или селфи в Instagram. В их головах — мысли о защите Родины. Именно поэтому каждое утро они поднимают государственный флаг в мирное небо Кыргызстана.
Акыл, 19 лет. Служит восьмой месяц в Пограничных войсках Кыргызстана в комроте из 33 человек:
— Я всегда думал, что каждый гражданин Кыргызстана должен отслужить, отдав долг Родине. О службе в армии, об армейской форме и о звании офицера мечтал с детства. Мои мечты сбылись. Я окончил школу и осенью был призван.
Конечно, друзья и семья беспокоились, но одобрили мое решение служить. А дальше все было так, как показывают в сериалах: подъем в 6 утра, зарядка, многочисленные построения, отбой и еда по расписанию — бесконечный "день сурка". Первые два месяца очень скучал по родным, но потом привык и сейчас домой совсем неохота.
Жаль, что сериалы и различные слухи формируют у молодежи неправильное представление об армейской жизни. Вы не поверите, но я очень изменился за эти месяцы: из беззаботного школьника превратился в мужественного и волевого мужчину, который умеет постоять за себя и ответить за свои поступки.
Мы, пограничники, — лицо Кыргызстана. На нас возложена ответственная миссия первыми встречать и приветствовать гостей страны, мы служим ради мира на границах государства.
Николай, 21 год. Отслужил 13 месяцев в сухопутных войсках Кыргызстана:
— Я рос без отца, поэтому шел в армию именно за мужской закалкой. Меня никогда не поймут мальчишки из полных семей, ведь отец дает многое, а у меня его не было. Попал я в роту прямо со школьной скамьи и ни грамма не жалею об этом. Я отслужил. То, что было там, останется со мной навсегда, все преодоленные армейские трудности.
Помню, как друзья были шокированы моим решением, спрашивали, зачем мне это нужно. Честно, я сам тогда этого не понимал, но точно знал, что мне надо это пройти. Не остановили и мамины слезы. Никто мне не мог посоветовать, как вести себя на будущей службе. Я выживал как мог.
Помню первый день в части. Как мы, 1 208 новобранцев, стояли на плацу — лысые, одетые непонятно во что, кто-то даже с похмелья. Нас тогда пугали армейскими уставами, но запрет свободы и ограничение общения на психику действовали сильнее.
Но все же самым трудным для меня было покориться. Там было много командиров и начальников, среди которых ты просто пешка. Уважения и доверия заслуживали только лучшие из лучших. Кровью и потом. Как-то мы даже двор ломом мели — клали его поперек на асфальт и махали им. Конечно, это было бесполезно, но мы пытались.
Хорошо помню, как принимал присягу. Мне пришлось выучить ее на кыргызском и зачитывать, а кругом тысячи людей и операторы с телевидения. Это очень трогательный и одновременно ответственный момент в жизни солдата, потому что обратного пути после присяги нет.
Я бы еще раз отслужил, мне не страшны трудности. Но сейчас работаю и планирую поступить в университет.
Медер, 22 года. Служит второй месяц в Национальной гвардии Кыргызстана вместе со 139 бойцами:
— По окончании школы я поступил в Кыргызский национальный университет, но на втором курсе меня отчислили. Вынужден был уехать на заработки в Москву. Там работал официантом, но вскоре вернулся в Бишкек. Мой отец много лет проработал в МВД, сейчас он подполковник милиции в отставке, и по возвращении на родину я решил пойти по его стопам.
Друзья и близкие, узнав о моем решении, долго отговаривали, ссылаясь на то, что мне уже поздно служить. В армию обычно идут сразу после школы.
Но наперекор всему сейчас я ношу звание солдата Национальной гвардии КР, служу в роте Почетного караула, чему бесконечно рад. Флаг охранять мне пока не довелось, так как в связи с реконструкцией Исторического музея пост Почетного караула у флагштока на площади Ала-Тоо временно сняли.
Сложно принять то, что целый год буду фактически изолирован от мира. Сложно привыкнуть к армейскому распорядку. На "гражданке" я мог спать сколько угодно и делать все, что в голову придет. В армии все по-другому. Хорошо, если делаешь все по своей воле и с первого раза осваиваешь то, чему обучают старшие командиры и начальники. Если нет — заставят силой.
Я не скажу, по чему и по кому скучаю. Но знаю, что армия — это возможность понять, что тебе на самом деле дорого на "гражданке". Это место, где начинаешь ценить то, что не ценил раньше, где учишься не терять время.