Представьте себе: у вас есть интернет-друг, родственная душа из другой страны, вы прекрасно общаетесь уже пару-тройку лет, иной раз даже интереснее и лучше, чем с друзьями поближе. Вы не бывали в городе, где живет этот человек, а он не бывал в вашем. Скорее всего, многим даже представлять не надо — наверняка у большинства активных пользователей соцсетей есть такие друзья и подруги.
А теперь представьте, что заграничный-закадычный "фейсбукчанин" вдруг собрался к вам в гости совершенно внезапно, но ровно на сутки. Скажем, так сложились обстоятельства. В моей недавней истории получилось именно так. Приятель из Фейсбука, сибиряк, живущий ныне в Ростове-на-Дону, собрался на день рождения к брату в Новосибирск. Как уже можно понять, свой маршрут он решил проложить через Бишкек. Пусть даже на сутки, ненадолго, но зато увидеться и увидеть столицу Кыргызстана.
04.00. Благополучно встретившись в зале прилета, курим возле аэропорта. Приятель абсолютно налегке (на то он и сибиряк), с небольшой сумкой-барсеткой через плечо — фотографирует главную вывеску. На вопрос, где чемодан, отвечает, смеясь, что он ни к чему и только отягощает такую поездку. Первые впечатления, по его словам, — легкие и положительные, понравились бишкекчане на борту самолета и их разговорчивость.
04.10. Мчимся по ночной дороге, таксист с интересом прислушивается к разговору. Пара неловких моментов в первые минуты: с легкостью общаемся в чате, но о чем завести беседу, увидевшись в реальности? Вспомнив шутку о хлебе-соли, достаю из рюкзака бутылку холодной "Арпы" и курут. Приятель с интересом рассматривает в темноте этикетку, а потом удивляется "закуске": что это такое? Начинаю объяснять: "Эти шарики катаются вручную из…", но тут же слышу чуть испуганный голос: "Это насвай?". Нет, старик, это не насвай, попробуй — тебе понравится. Попробовал — понравилось, а пиво сравнил с лучшими советскими сортами. Было приятно так, будто я владелец пивзавода собственной персоной.
04.30. Едем вдоль спящего города. Глядя по сторонам, мой гость то и дело восклицает: "Точь-в-точь как в Ростове!". Потом спрашивает: "Что такое ашкана, дарыкана и мейманкана?". Говорю, что это означает, и получаю новый вопрос: "А милициякана тоже есть или по-другому называется?".
06.00. Где одна "Арпа", там и еще парочка. Сон — как рукой, а беседа за кухонным столом — все интереснее. Истории о казаках, о жизни в городах и глубинке России, рассказы о Сибири и ее обитателях. Останавливаясь на этом моменте, приятель смеется: "У вас люди такие оживленные. Чувствуется юг. В Сибири иной раз диву даешься, как будто и правда замерзшие. Серьезно — сидишь за столом, с одного края вдруг: "Ну чо?". Минут 20 проходит, с другого края: "Не, ну а чо?". Вот, в общем, и поговорили".
07.00. Собираемся на Ошский базар. Друг еще не знает толком, что именно хотел бы там купить и купит ли вообще, но, по его словам, ожидает чего-нибудь интересного и, может быть, старинного, восточного. Ввиду дефицита времени и желания прогуляться решено идти на базар пешком от центра города, добравшись туда на маршрутке. В ней и происходит "встреча" с особенностями пассажиров нашего общественного транспорта — в какой-то момент Саша наклоняется ко мне и спрашивает, глядя в сторону водителя: "А что этот человек рядом делает? Он водителю помогает?". Признаться, сам бы я не обратил внимания: у выхода, схватившись за поручень, как за штурвал, сидел на корточках молодой человек — деловитый и важный, будто он тоже как-то управлял процессом. Пришлось объяснить, что так бывает… а еще бывает табуретка, и это нормально.
12.00. Приближаемся к Ошскому базару. Позади — несколько приятных моментов, когда гость замедлял шаг, подходил ближе и разглядывал что-нибудь: от граффити в высоту дома до дворика Академии наук и памятника Калыку Акиеву. Решено перекусить, выбираем простецкое, но проверенное место, заказываем долгожданный лагман. Восторг от блюда оказывается настолько велик, что все оставшееся время в кафе проводим почти без разговоров: я гордо ем свою порцию, Саша транслирует трапезу землякам через Wi-Fi. Попутно изучаем меню и то, что гостю в нем знакомо. Например, почти то же, что у нас называется "шорпо", приятель готовит с родней в Сибири, но в котелке на костре, и это называется "шурпа".
14.00. Побродив по рынку, осмотрев более-менее интересные его части, особенно те, где витают запахи специй, выдвигаемся обратно, к выходу. Но Ошский базар был бы не Ошский: пару минут спустя как из-под земли возникают трое мужчин, представляются сотрудниками милиции. Далее — по сценарию: мутные засаленные "корочки", просьба отойти в сторонку, показать документы и содержимое карманов (причем с попытками самостоятельно туда залезть), вопрос за вопросом к приезжему. К счастью, обошлось, но рынок покидали чуть быстрее, чем шли к нему.
19.00. Немного отдохнув, а затем дружно поколдовав у газовой плиты, садимся ужинать. Блюдо, приготовленное гостем, оказывается чем-то вроде очень густых щей. Обжаренное крупными кусками мясо тушится с луком и морковью, заливается кипятком, туда добавляется картошка, все ставится на медленный огонь, потом добавляется квашеная капуста, огонь выключается, блюдо накрывается крышкой. Оно должно постоять так некоторое время. Как выразился приятель: "Пусть поговеет". Переспрашиваю: "В смысле — потомится?" — "Нет, именно поговеет".
А на ночную панораму и в какой-нибудь бар в итоге не поехали. Мечтательно глядя в окно и угадывая, где находятся горы, которые он видел днем, приятель отмахнулся: "Итак хорошая прогулка получилась, давай лучше поговорим. А то как-то не по-нашему". И тут же добавил: "Не по-бишкекски".