Вы встречали людей, из-за которых вам становилось немного стыдно? Вот Тимур Акбашев увлечен высокой целью — повысить узнаваемость бренда Каракола и развить туризм в родном городе до высоких стандартов. А я? А я всего лишь хочу уйти с работы пораньше, чтобы успеть купить говядину, пока не закрылся магазин.
— Каждый раз, когда мы вспоминаем, что у нас хорошего, на ум приходят две вещи: экологически чистые продукты и туризм. Причем что с первым, что со вторым не все так просто. Почему вы решили профессионально заняться привлечением туристов?
— Я вовлекся в сферу туризма в 2002 году. Моя мама, педиатр по профессии, стала участницей специальной программы проекта, где заинтересованных хозяек обучали организации гостевого дома на базе уже имеющихся домов.
Несмотря на то что среди государственных органов есть отвечающие за привлечение туристов, их работа не приводит к особым результатам. Нет и эффективной маркетинговой кампании по продвижению отдельного региона. Государство обычно рекламирует и продвигает туристические возможности всей страны, а не какого-то конкретного места.
— Сколько есть денег, столько и тратят. Сложно себе позволить фееричную пиар-кампанию по привлечению туристов в Кыргызстан, если денег кот наплакал.
— Мы начали проект Visit Karakol в 2013 году, через него рассказываем людям о Караколе через социальные сети, сайты и различные мероприятия. Для этого не нужен особый бюджет, главное — любовь к этому городу.
И прогресс есть! В начале двухтысячных многие жители Бишкека не знали, где находится Каракол и чем там можно заняться. Он считался тупиковым городом, у которого нет перспектив. В начале развития туризма сюда в летнее время приезжали преимущественно иностранные туристы на один-два дня ради походов по местным горным тропам.
Сейчас же работа идет почти круглый год. Летом приезжают гости из Европы, Австралии, Японии, Юго-Восточной Азии, Израиля и других стран. А в зимнее время идет наплыв любителей горнолыжного спорта из Центральной Азии, Казахстана и России.
— Я бы с удовольствием каталась по родному краю, но меня смущает денежный вопрос: в ту же Турцию можно по горящей путевке уехать за 300 долларов. А тут мне этих денег на те же 7 дней и 6 ночей не хватит. У наших есть фишка взвинчивать цены неоправданно высоко.
— У нас нет достаточной конкуренции, особенно в регионах. Во многих местах действует следующий принцип: поймать туриста, выудить у него побольше денег, не думая о том, какой урон имиджу это может нанести.
Но вопрос еще и в другом: многие считают, что путешествовать по нашей стране не столь престижно, как съездить в Таиланд или Турцию.
— Знаете, о чем я подумала? Мы так привыкли антирекламировать родную страну, что ужас просто! Как-то были на одном журналистском мероприятии, где присутствовали люди из разных стран. И кто-то из иностранцев сказал, что хотел бы побывать на Иссык-Куле. "Да, там красиво, вот только радиация!" — громко сказал журналист из нашей делегации.
— Мы прекрасно знаем, какие у нас минусы, но ведь количество плюсов намного больше. Мы должны сами продвигать нашу страну. А чтобы понять, какими богатствами обладает Кыргызстан, должны увидеть их воочию.
— Кстати, зачем жители благополучного дальнего зарубежья приезжают в далекий и неизвестный Кыргызстан?
— Мы как представляем себе отдых? Чаще всего для нас это тусовки, пляжный отдых и шопинг. У иностранцев потребности другие, на мой взгляд, более духовные — они хотят уединения с природой, жаждут исследовать, увидеть что-то новое, понять, как живут люди в другой стране. Был случай, когда гражданка Германии искала семью пастуха, чтобы две недели пожить на джайлоо в юрте, делить его хлеб и труд. Представьте, человек готов заплатить немалые деньги, чтобы очутиться в условиях, которые намного уступают тому комфорту, в котором он привык жить!
— Как–то раз я беседовала с туристкой из России, которая приехала отдыхать на Иссык-Куль. И она сказала фразу, которая меня удивила. По ее словам, на большинство курортов люди едут "сажать печень", а в Кыргызстане можно недорого оздоровиться.
— Если брать отдых, "сажающий печень", то он поставлен на конвейер и рассчитан на общую массу. Такое есть в Чолпон-Ате.
Тут не стоит равняться на Турцию или Гоа, где все доступно. Гораздо больше нам подходит пример Швейцарии или Японии — там ориентируются на зажиточных граждан. Предлагая им качественный сервис, они получают ту же прибыль, что и от массового туризма.
— Как думаете, какой еще тип туризма в Кыргызстане может быть успешным у нас?
— Экстремальный, чтобы у путешественников была возможность совершать восхождения на высокие пики, проплыть на каяке по горной реке или скатиться по крутому склону на горном велосипеде. Многие хотят получать неописуемые ощущения от того, что находятся в шаге от опасности.
— Но ведь для этого недостаточно купить лодку или велосипеды и собрать деньги. Нужно создавать лагеря спасателей и еще много чего…
— Вы говорите о сложном логистическом процессе. Ожидать этого ближайшие несколько лет не надо. Но у нас есть профессионалы, которые могут обеспечить безопасность, насколько это возможно. Уже организовывались сложнейшие сплавы по реке Сары-Жаз международными профессиональными командами. Это очень бурная река, огромный поток, который уходит в Китай и пропадает в песках пустыни.
Туристическая сфера не может развиться в одночасье, но прогресс есть. В начале двухтысячных, вспомните, не было парапланов, рафтингов, различных войлок-шоу, юрт-шоу, бек-кантри или ски-туров. Сейчас же они набирают обороты.
— Юрт-шоу? Это как? Иностранцы платят деньги, чтобы посмотреть на то, как мы собираем юрту?
— Да. Сейчас тур-компании стали работать с умельцами в сельской местности. Приезжим наглядно демонстрируют, какой войлок используется, в каком порядке следует собирать юрту. Этим пока нельзя привлечь массового туриста, но можно показать и распространить нашу культуру.
— Знаете, что меня смущает? Я представляю, сколько какой-нибудь немец должен выложить за все эти шоу.
— Есть целая цепочка надбавок. Себестоимость тура — 1 тысяча долларов, а его продают за 5 тысяч. Местные туроператоры накидывают прибыль и налоги. Зарубежные — еще большую прибыль и еще большие налоги. Но люди готовы платить, потому что для них важна безопасность, важно, чтобы их сопровождал человек, говорящий на английском языке.
— А почему нам самим это все не организовывать? С развитием Интернета это не какая-то запредельная задача.
Было бы проще в этом вопросе объединиться с другими странами Центральной Азии. Одна из самых затратных составляющих путешествия — это перелет, поэтому туристы стремятся попасть сразу в несколько близлежащих стран. Представьте, что можно посетить Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, используя одну визу или разрешение! Конкурентоспособность региона сразу повысилась бы.
— Это все, конечно, хорошо. Но если бы я была богатой иностранкой, то больше всего меня бы интересовал вопрос безопасности. Мы ведь прекрасно понимаем, что украсть телефон у туриста — это настолько обыденно, что даже страшно. А уж без отравления несвежими мантами отдых не отдых.
— Безопасность должно обеспечивать государство, в сфере туризма это играет ключевую роль. Оно должно создавать условия для естественного развития бизнеса, без сертификации и стандартизации. Законы конкуренции работают так, что недобросовестные игроки рынка просто не выживают.
На это влияет и развитие Интернета: туристы оставляют отзывы о той или иной компании на специализированных сайтах.
— А как менялись отзывы о Кыргызстане на таких интернет-страницах? Что не нравится туристу, над чем нам надо работать?
— Могу сказать о Караколе. Пять лет назад жаловались на плохие условия проживания, отсутствие приличных мест питания и досуга, отсутствие освещения. Сейчас негатива стало намного меньше.
— Давайте поговорим о насущном. Ныне соотношение сома к тенге и рублю говорит о том, что туристов из России и Казахстана можно и не ждать, уж слишком дорого им обойдется визит в Кыргызстан. Не так ли?
— Это уже повлияло на зимний сезон. Ситуация на валютном рынке вкупе с аномально теплой зимой привели к тому, что на этот раз туристов было намного меньше.
У туристов из Европы тоже могут возникнуть сложности, и не только из-за кризиса, но и из-за наплыва беженцев. Возможно, многие просто не захотят покидать свои дома, детей.
— Если бы вам дали миллион долларов на развитие туризма в стране, на что бы вы их потратили? На дороги, туалеты?
— Нет, ведь это будет единовременное вложение. Я бы потратил их на обучение людей в регионах ведению туристического бизнеса.
Есть еще село Жергалан недалеко от Каракола, которое привлекает туристов снежными трассами для самостоятельного катания. И таких мест у нас очень много, главное — увидеть потенциал!
— Как будет развиваться отечественная туристическая отрасль?
— Если мы будем продолжать в том же духе, то качество и количество туристов будут расти в геометрической прогрессии. Главное, что нам нужно, — это мир и стабильность, понимание и поддержка местного населения, остальное сделает сам бизнес.