Независимо от того, чем вы владеете: однокомнатной хрущевкой или 200-метровыми хоромами в новом доме, слово "ремонт" звучит магически притягательно. Ремонт привнесет в нашу жизнь радость, богатство, решит семейные неурядицы, повысит статус, вылечит хронический гастрит супруга, думаем мы. Планируя ремонт, все представляют себе результат, но никто, поверьте, никто не представляет процесс. А он тяжел, сложен и затратен.
В этой статье я постарался обобщить свой опыт проведения ремонтов и дать небольшие рекомендации, которые, надеюсь, помогут тем, кто задумывается о ремонте, принять правильное решение.
Вы скажете, что можно было бы найти компанию, которая делает ремонт "под ключ", и не задумываться о ремонте, но таких компаний на деле немного, да и отзывы не впечатляющие. Поэтому мы решили заниматься ремонтом самостоятельно.
Итак, первые 3 главных правила таковы:
Планирование.
Планирование.
Планирование.
Можно было бы и ограничиться этим, но я решил пойти дальше. Предположим, вы выполнили первые три правила и все учли: дизайн, затраты, исполнителей, сроки.
Правило №4. Умножьте планируемые затраты на 2. Если выполнили только первое правило, а про 2-е и 3-е забыли, умножьте затраты на 3. Учесть все действительно очень сложно. Даже в крупных строительных проектах, над которыми работают целые институты, составлена экспертиза сметной документации и т.д., всегда есть проколы с планируемой сметой, не говоря уже о частном домохозяйстве.
Чем это вызвано, спросите вы? Многими факторами, начиная ростом курса доллара и заканчивая вашим знанием кыргызского языка. Планируя бюджет ремонта, мы исходили из рекомендаций и опыта друзей, родственников и общения со строителями. Но ремонт мы делали целый год, поэтому большое влияние на расходы оказал курс доллара: если вначале он составлял 54-55 сомов за доллар, то к завершению достиг 72 сомов. Это, в свою очередь, вызвало повышение цен на все строительные материалы и услуги (например, договор на изготовление мебели был составлен в долларах).
Чем вам грозит невыполнение правила № 5? Из вас каждый день будут тянуть деньги: на еду, дорогу, оплату формы сыну в школу, пиво, праздник и т.д. Поверьте, очень сложно отказывать. Классно, когда есть договор.
Нет договора — укладку паркета завершат завтра, в субботу, в конце месяца, после праздников, и так без конца. При наличии в договоре пункта о штрафе за невыполнение сроков — даже если работы выполнены позже — вы хотя бы заплатите меньше.
Нет договора — будьте готовы к тому, что вы не увидите розетки в запланированном месте или дверца шкафа будет открываться в другую сторону. Причем исполнители клятвенно станут заверять, что вы так и договаривались. Настолько клятвенно и проникновенно, что вы и сами поверите в это.
Правило № 6. Не скупитесь на услуги профессионального дизайнера. Если рынок строительных компаний, выполняющих ремонт "под ключ", невелик, то дизайнеров у нас предостаточно. Есть и отдельные фрилансеры, и целые студии, занимающиеся в том числе дизайном интерьеров. Конечно, каждый в душе дизайнер и архитектор, но у этих внутридушевых специалистов есть небольшие пробелы в знаниях: может, они занятия пропускали в университете или еще что. В любом случае работа для них найдется — нормальный дизайнер будет учитывать пожелания заказчиков, принимать их предложения.
В нашем случае мы все очень подробно обсуждали со специалистом: чего хотим, как это должно выглядеть. Было много споров, когда не могли прийти к единому мнению. Бывали моменты, когда дизайнер рвал все эскизы и говорил, что с нами работать не будет. Тем не менее результат нам нравится.
В большинстве своем эксперты не только разрабатывают дизайн, но и предоставляют полноценный проект с планом электрики, сантехники, со сметой и с описанием материалов — это, как говорится, мастхэв. Кроме того, некоторые работают только со "своими" строительными бригадами. Насчет последнего я сомневаюсь, тут решайте сами.
Правило № 7. Если не выполнили первые три правила и полностью выполнили № 6, то сделайте планы стен, потолков и электрики самостоятельно. Если вы не мастак в компьютерных программах, то можно обойтись школьным курсом черчения, листами белой бумаги, линейкой, карандашом и ластиком. На каждую комнату уйдет 6 листов бумаги: каждый будет представлять собой пол, потолок и одну из стен. Нанесите на бумагу размеры комнаты в масштабе: если это потолок или пол, то нанесите ширину и длину комнаты, если стена — то высоту, ширину и т.д. Затем нанесите в пропорциональном масштабе то, что и где вы хотите. На плане потолков мы показывали, на каком расстоянии от стен должны находиться люстры, софиты. На плане электрики — на какой стене и где именно должны располагаться розетки, выключатели, трубы, отверстия. Постарайтесь предусмотреть все: где какая мебель, техника будут стоять, в какую сторону открываются двери. Мы воспользовались программой Microsoft Office Visio — достаточно простой и удобный инструмент для подобных операций.
Правило № 8. Не закупайте материалы в том объеме, который запросили строители. Попросили 10 рулонов обоев — купите 8, сказали купить 36 квадратных метров кафеля — привезите 30. Я не хочу обвинять всех строителей в нечистоплотности, просто они тоже люди и могут ошибаться. Вы не поверите, сколько лишнего кафеля, песка, цемента и других материалов осталось после ремонта. А ведь они зачастую выбрасываются, теряют товарный вид. В конечном счете это выливается в дополнительные неоправданные расходы.
Еще один нюанс, касающийся доверия к строителям: считайте тару из-под использованных материалов. Купили 10 мешков шпатлевки, пусть не выкидывают мешки без вас. Выбросить их в мусорку можно только после того, как вы пересчитаете, что их ровно 10.
Правило № 9. Фиксируйте все расходы. Заведите электронную таблицу Excel в документах Google Docs с маленькой формулой расчета суммы. Сейчас у всех есть смартфоны с доступом к Интернету — в конце каждого дня забивайте расходы в формате: наименование, количество, цена, сумма, место покупки. Это позволит вам контролировать расходы и вести сравнительный анализ цен на те или иные материалы. Занимает от силы 10-15 минут в день.
Правило № 10. Не зря в крупном строительстве используются понятия "технадзор", "госнадзор". Строители — это категория людей, которая никогда не делает так, как указано в проектах. Именно для этого осуществляется надзор: по сути, проверка соответствия построенного тому, что нарисовано в проекте. Есть даже специализированные организации, которые занимаются только надзора над строительными работами. Но так как мы с вами не строительные компании, то надзор можем осуществлять либо сами, либо через дизайнера, если вы полностью выполнили правило № 6. А если выполнили еще и правило № 5, то можете ни о чем не беспокоиться: даже если строители что-то сделали не так, как вы договаривались, они выполнят все по плану за свой счет.
Правило № 11. Выбирая бригаду, не поленитесь осмотреть объекты, на которых она выполняла ремонт раньше. Не стесняйтесь попросить телефоны предыдущих заказчиков, созвонитесь и попросите дать отзывы о работе. На объекте вы сразу увидите, насколько профессиональны те или иные строители.
Подводя итог, можно сказать, что все правила взаимосвязаны, и это лишь малая толика того, через что проходят люди, ремонтирующие свою недвижимость. Главное — не отчаиваться и выполнять правила 1, 2 и 3.