С большим энтузиазмом народу Кыргызстана преподнесли известие о том, что более 40 заводов и фабрик передислоцируют из Китая на территорию республики.
"Неужели есть еще наивные сограждане, которые могут поверить в то, что на самом деле к нам перевезут передовые производства, которые могут повернуть вспять экономические показатели и вывести страну в передовики экономического производства?". Это был первый встречный вопрос от человека с экономическим образованием на позитивный порыв журналиста осветить тему, которая сулит стране по меньшей мере избавление от безработицы трудоспособного населения.
Под этим нужно понимать, что ни один собственник не откажется от предприятия, в которое вложены миллионы. Кстати, именно так ставит вопрос Министерство экономики Кыргызстана: "Мы выделяем только землю, остальное берет на себя инвестор".
Эксперты уверенно говорят о том, что термина "избыточное производство" в современной экономике вообще нет, а то, как преподносят его нам, трактовать можно двояко. Даже если допустить, что КНР в целях экономической интеграции переносит на территорию ЕАЭС рентабельные производства, отечественный менеджмент и государственные регуляторы на протяжении четверти века успешно доказывали, что подобные шаги для наивных инвесторов чреваты и слишком рискованны.
"Понятия "избыточное производство" не существует. Есть понятие "перепроизводство", которое бывает при капитализме. Но в Китае плановая экономика, так как режим коммунистический. Да, есть "капиталистические" города, промышленные зоны, но это все равно планируется. Очевидно, что перепроизводство в КНР планировалось, чтобы хоть как-то самим выжить, вытеснить другие страны, остановить там производство. Теперь, когда в таких государствах, как наше, производство остановилось, можно это туда и перенести. Такова их логика сегодня. Причем все оборудование, скорее всего, было вывезено из нашей страны в Китай как металлолом", — рассуждает эксперт по экономике Абай Алымкулов.
Вопрос, разумеется, может иметь определенный политический подтекст. Но это, как все понимают, не гарантирует экономической целесообразности промышленной эмиграции китайских заводов и фабрик в Кыргызстан. Была версия, что в республику под видом техперсонала для обслуживания мощностей попытаются направить "в пожизненную командировку" несколько сотен тысяч китайцев, но, как утверждают в экономическом ведомстве, так со стороны КНР вопрос тоже не ставится.
Что касается всеобщей озабоченности экологическими проблемами, то о токсичных и об опасных производствах речь, по словам чиновников, тоже не идет. Поэтому во всех смыслах загадка "нового экономического чуда" на данный момент остается неразгаданной.
"В условиях ЕАЭС нужно согласованное размещение производительных сил. В противном случае предприятия союза будут заниматься конкурентным взаимоуничтожением, а это уже не входит в планы стран-участниц. Перевод мощностей КНР в Кыргызстан, чтобы с ними потом конкурировать с предприятиями ЕАЭС, — это совершенно другая концепция. Концепция ЕАЭС — обмен рынками, расширение рыночного спроса и предложения по одним и тем же регламентам, на общих нормативах. Остается резонный вопрос: а как быть с техническими регламентами КНР и их соответствием регламентам ЕАЭС?" — недоумевает Алымкулов.
Миллиард долларов лежит в банках для того, чтобы модернизировать и нарастить производственные мышцы. На эти средства в каждой области Кыргызстана можно открыть по десятку современных предприятий любого профиля. Поэтому многим экспертам и экономистам ажиотаж и кутерьма с бывшими в употреблении китайскими заводами и фабриками просто не совсем понятны, тем более при остром дефиците информации со стороны чиновников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции