БИШКЕК, 7 июн — Sputnik, Регина Хохлова. В ходе второго дня форума медиаэкспертов "Новая эпоха журналистики: прощание с мейнстримом" в пресс-центре МИА "Россия сегодня" спикеры обсудили, может ли существовать цензура в век тотального доступа к информации.
На второй день форум посетил Владимир Путин. Журналистика должна быть объективной и не подвергаться никаким репрессивным действиям, заявил президент России.
"Не может быть ситуации, когда каким-то властям какая-то информация нравится, тогда ее следует защищать и говорить о свободе прессы, а когда не нравится — тут же обзывать эту информацию пропагандой кого бы то ни было, которая обслуживает какие-то политические группы или интересы конкретных государств", — отметил Путин.
По его словам, информация должна быть объективной со всех точек зрения и не подвергаться никаким репрессивным действиям с целью ее корректировки.
Сессию "Новые медиа: гарант свободы информации" открыл министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.
Он подчеркнул, что государство отвечает за то, чтобы у граждан была безусловная возможность доступа к информации:
"Недостаточно просто делать работу, которую выполняют журналисты. Важно, чтобы информационный продукт был доступен глобальному сообществу. Для этого надо развивать инвестиции в Интернет", — подчеркнул министр.
По мнению датского писателя и журналиста Флеминга Роуза, цензура и монополия на информацию в век Интернета все еще существует:
Президент и генеральный директор Афинско-Македонского агентства новостей (ANA-MPA) Михаил Псилос рассказал о двух видах цензуры, с которыми сталкивается современный журналист.
"Первая — политическая, религиозная, государственная. Это любая попытка запретить доступ граждан к информации. Второй вид — самоцензура. Она существует среди нас, журналистов, которые боятся последствий своей работы. Медиа стали мощным оружием, которое можно использовать тем или иным способом".
По словам Псилоса, СМИ не нуждаются в цензуре. Основной элемент новостного агентства в современном мире — это тщательный, оперативный и достоверный анализ того, что происходит в мире.
"Сегодня Google — самый большой цензор, который работает более чем в 200 странах", — такое мнение высказала Бранка Джукич, генеральный директор информационного агентства Tanjug.
Поисковик обязан соблюдать местные законы, поэтому, когда местные власти просят что-то убрать, он должен подчиниться, пояснила Джукич.
"Тысячи единиц контента были стерты из результатов поиска. Цензор нашего времени — Марк Цукерберг. Раньше журналисты изучали все аспекты новости, проверяли факты, спрашивали мнение обеих сторон. Сейчас новость "вбрасывается" на просторы Интернета, где активно начинает обсуждаться читателями", — рассказала Джукич.
С ней согласился Дмитрий Сергеев, первый заместитель генерального директора Mail.ru Group:
Его точку зрения разделяет Крис Борейн, коммерческий директор медиагруппы Mail & Guardian Media Group:
"Линейные медиа уже не удовлетворяют потребности людей. У журналистов больше нет эксклюзивных прав на истину. Любой человек, у которого есть заряд на телефоне, может рассказать свою историю через Facebook или Twitter. Новостные агентства должны делать ставку на факты и уходить от анализа. СМИ должны проверять достоверность своего источника. Нужно быть точными в фактах".
При этом, по словам Борейна, существует противоположная тенденция: "Если вы не даете новости, которые хочет читать аудитория, она возьмет их где-то еще, поэтому социальные медиа сегодня доминируют".
По мнению коммерческого директора Mail & Guardian Media Group, цензура — не панацея от неудобного контента:
"Заблокировав контент один раз, мы с легкостью сделаем это снова. Существует реальный риск перейти определенную грань", — предостерег он.
В форуме принимают участие медиаэксперты из 30 стран. В первый день форума главными темами обсуждения были тенденции развития медиарынка, особенности производства и потребления информации в современных условиях и вызовы, с которыми сталкиваются сегодня журналисты.