По слухам, владелица парикмахерской из Орловки Назира Ишеналиева поддерживает местный детский дом. Но говорить об этом и о себе в принципе она сразу отказалась. Сказала, что в Орловке есть люди гораздо достойнее нее. Чтобы никого не забыть, в Бишкек она взяла кипу листочков, исписанных синей пастой. Историю Орловки — такую, какой ее увидела обычная девушка, — записала корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.
— Ну, как вам в Орловке-то живется?
— Знаете, советским людям постоянно говорили о том, какие они молодцы. Сейчас же все время бухтят, как все плохо и как бедно мы стали жить. Сегодня я хочу говорить о хорошем. У нас есть люди, которыми можно гордиться, но сами о себе они не расскажут никогда. Я буду говорить за них.
— Хорошо. Давайте.
— Есть у нас золоторудный комбинат "Алтынкен". Он принадлежит китайцам. На этом заводе несколько лет назад участились несчастные случаи: техника безопасности не соблюдалась, ребята работали даже без спецодежды. Представляете, сварщик работает в обычном спортивном костюме; одна искра — и он вспыхнул как спичка! Еще был случай, когда человека задавило эскалатором…
Сначала молодежь по старинке устраивала митинги: требовала, кричала. Все по нашим, кыргызским, традициям. Потом только мы поняли, что так нельзя. Тогда активисты создали объединение "Достойное будущее молодежи — ДБМ". Я хочу назвать имена учредителей: Бакыт Чанчаров, Айбек Жаналиев и Бакыт Рахматов.
Они добились принятия мер по охране труда. Больше трагедий не было. Но осталась еще одна проблема: китайцы очень неохотно брали на работу местное население. Теперь же руководство предприятия пообещало, что будет отдавать предпочтение нашим ребятам, если среди них есть требуемые специалисты.
Активисты — молодцы: соорудили площадку для мини-футбола с искусственным газоном, постоянно устраивают праздники для горожан, организовывают спортивные турниры. Причем все это бесплатно. В общем, делают все, чтобы молодежь не шаталась по подворотням.
— Местные власти вам как-то помогают?
Четыре года назад я отдавала дочь в "Сказку" и обалдела: там даже советские игрушки сохранились! Он вообще каким был, таким и остался. Кстати, "Сказка" считается одним из лучших детских садов в Кеминском районе, там воспитатели советского состава.
— А вообще, у вас есть чем занять детей?
— У нас работает дом культуры, где есть хореографические и вокальные кружки. Есть даже своя рок-группа! Все девочки ходили на курсы игры на бас-гитаре. Помню, как они по вечерам играли: "динь-динь-дидидинь"… Моя племянница там занималась. Кстати, это тоже бесплатно.
В Орловке есть певец Калыйнур. Этот 19-летний парень в прошлом году выиграл конкурс "Сары-Озон чолпондору". Он наша звездочка.
Еще наши ребята открыли тренажерный зал. Платить ни за что не надо, просто приходишь и пыхтишь. Не хочешь заниматься дзюдо, борьбой, лыжами, футболом — качайся. У нас даже республиканский чемпионат по дзюдо проходил.
— Ничего себе вы спортивные!
— На Олимпиаду в Турине в 2006 году от Кыргызстана прибыл всего один спортсмен. Это горнолыжник Иван Борисов, он живет в Орловке. Часто вижу его на улице — обычный человек, муж, отец двоих сыновей. Наши дети в один садик ходили.
Сейчас он готовит себе замену: бесплатно тренирует ребят. Они уже съездили в Ливан, Европу — география приличная. В 2013 году его воспитанники заняли все места на соревнованиях республиканского масштаба.
— Но ведь, помимо гор и хорошего тренера, нужны еще деньги: на лыжи и прочее снаряжение.
— О, это очень дорого! Насколько я знаю, Ванькины лыжи стоят несколько тысяч долларов. Но для детей все бесплатно: и экипировка, и поездки. У нас есть комитет, который все организует. Я планирую и свою дочку туда отдать.
— Странно, как Борисов при всех его регалиях не уехал в более развитую страну…
Зато его отец Руслан Орлов, заслуженный тренер СССР, остался в Орловке. Сейчас у нас живут 23 кандидата в мастера спорта по греко-римской борьбе и четыре мастера спорта.
— Вот это концентрация!
— Да, вот так! Есть у нас стоматолог Белек Табалдиев. Такой симпатичный молодой человек, обаяшка… Ему даже тридцати нет. Так вот он уже десять лет бесплатно занимается с детьми футболом. Один из его воспитанников Урмат Дюйшенбеков сейчас выступает в сборной Кыргызстана.
— А зачем ему это? Как он сам объясняет?
— Белек говорит, что ему просто нравится тренировать детей… А молодой предприниматель Бактияр Сатыбеков построил на пустыре детскую площадку и помог отгородить школу забором от дороги. Знаете, как там опасно было!Сразу за школой — проезжая часть. Тротуара как такового нет — деревня ведь.
Еще Бактияр помогает детям-инвалидам. Не просто приходит к ним раз в сто лет с коробкой конфет, а покупает то, что действительно нужно. В Орловке 23 ребенка-инвалида.
Перед Новым годом мы с ним решили помочь малышам из бедных семей. Приходим, а они стесняются сказать, чего хотят от Деда Мороза в подарок. Спрашиваем: "Может, DVD?". Они удивляются: "А что это такое?". "К телевизору такая штука подключается, и можно разные фильмы смотреть", — отвечаем. А у них, оказывается, нет телевизоров, представляете!
— Ужас! Лежачий ребенок, да еще и без телевизора…
— У некоторых нет даже обогревателя! Один случай показался мне самым тяжелым. Мы пришли к абсолютно слепому шестилетнему мальчику. Бактияр растерялся — мужчинам же сложнее, а я его обняла. И этот ребенок, который никогда ничего не видел, попросил машинку с пультом управления. Он же не знает, что это за игрушка, как она едет, но так хотел ее! Знаете, у меня вот тут все перевернулось…
— Жалко-то как!
— А вот еще история. У одного мальчика было больное сердце. Когда врачи делали ему операцию, они задели легкое. Теперь этот ребенок никогда не встанет. Ему всего семь лет! Я не стала привозить вам фотографии таких детей…
— Какая история тронула вас больше всего?
В переходном возрасте постоянные зубы у него стали расти в два-три ряда, как у акулы. Это страшно — я видела снимок челюсти. Парень не мог нормально разговаривать. Пришлось выдергивать ему лишние зубы, ломать челюсть. Его тетя рассказала нам, что операцию назначили на 28 декабря, а у мальчика даже зимней обуви нет, только туфли. Представляете? Мы, конечно, купили ему ботинки.
— А как у вас с медициной?
— Раньше было плохо. Отделения закрывали, объединили терапию и педиатрию. Требовалось сокращать штат, и в конце концов остался всего один врач. Но сейчас в местной больнице очень хороший начальник Канат Шейшекеевич. Трудные времена позади. У нас делают самые разные операции, вплоть до таких сложных, как удаление миомы. Все врачи есть! Нам даже купили навороченный УЗИ-аппарат, мэрия выделила средства.
— Откуда у вас деньги-то?
— Сократили некоторые ненужные расходы. Например, Кашкинская средняя школа расположена гораздо дальше Орловки, но находится на балансе второй Орловской школы. Там учились всего пять человек, ради которых держали директора, завуча и учителей! Теперь этих детей будут бесплатно возить на учебу в Орловку.
Наши молодые лидеры уговорили горкенеш установить теплосчетчики в школах и детских садах. Раньше мы платили за каждого ученика, а теперь только за то, что потребляем. Таким образом нам удалось сэкономить несколько миллионов сомов в год.
— Если вы скажете, что у вас еще и хорошие дороги, я сейчас же пойду с плакатом к бишкекской мэрии…
— У нас классные дороги! Их не ремонтировали долгие десятилетия, и мы специально закидывали ямы грязью, чтобы можно было хоть как-то ходить. А теперь и на каблуках могу там гулять!