Как выжить в конкурентном мире юмора и почему трудно заставить смеяться отечественную публику, поведал ветеран КВН, надежда кыргызстанского стенд-апа и актер "Жарайт City" Шамиль Фаттахов. В очень даже серьезном тоне.
— Как появилась идея развить жанр стэнд-апа у нас в стране?
— Это придумал Максат Тынаев еще четыре года назад. Он собрал желающих рассказывать свои истории со сцены. В основном собирались одни и те же люди, и это было так "местечково". Потом проект стал "стрелять" на телевидении и в Интернете. Оказалось, что кыргызстанцев, которым есть что заявить миру, очень много.
— Были трудности с организацией?
— Для многих слово "стэнд-ап" непонятное, что нужно делать на сцене, иной раз не понимают и сами выступающие. Да и зрители приходят посмотреть на что-то вроде КВН. В этом вся загвоздка.
У нас, авторов, одна проблема — написание текста. Не все кыргызские шутки поймут в России и наоборот. Нужно что-то, что будет "качать" независимо от менталитета.
— А не было сложности в том, чтобы приковать внимание к одному человеку на долгое время?
— А мы же недолго! Комик выступает всего 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы донести свою мысль, поиронизировать над ситуацией и вместе со зрителем посмеяться над ней.
Есть еще часовая программа, которая называется "Specialfor", для какого-то телеканала. Это уже очень серьезное мероприятие.
— Истории, которые вы рассказываете на своих выступлениях, действительно из вашей жизни или вы их придумываете? Не прибегаете к помощи авторов?
Истории все пишу сам, в этом и прелесть стэнд-апа. Для меня это как поход к психологу. Я без излишнего трагизма говорю о серьезных социальных проблемах. Это своего рода исповедь.
— Вы высмеиваете людей и их поступки. Как они потом на это реагируют? Никто не хотел поколотить вас из-за сказанного со сцены?
— Люди нормально к этому относятся. Юмор ведь на том и строится, что кто-то выглядит глупо. А когда человека хвалишь — это не смешно. Проблему надо выявлять, и лучше всего это делать с юмором.
А насчет проблем… Реальных не было. Люди предпочитают негатив выплескивать в Интернете, в глаза тебе никто ничего не скажет. Ну если только в нетрезвом состоянии…
— Есть ли темы, на которые вы принципиально не шутите, так сказать, табу?
— Мы люди творческие, и запретных тем для нас нет. Вообще, со сцены запрещено говорить на религиозные темы, так как это очень острая и тонкая сфера. Когда начинаешь говорить о религии, люди начинают воспринимать тебя уже по-другому. Негативно, что ли. Ну и о пошлом… Грань между забавной шуткой и откровенной похабностью очень тонка. С этим надо быть поосторожнее.
— Как происходит отбор участников для проекта?
— У нас никому не говорят "нет". Если мы видим в человеке потенциал — будем ему помогать.
— Как развита индустрия юмора в нашей стране?
— У нас любят смеяться, народ позитивный. Веселых людей много, юмор будет развиваться.
— На какой стэнд-ап вы стараетесь равняться — на российский, который становится все популярнее, или олдскульный британо-американский?
— Британо-американский — очень жесткий юмор, он пока у нас непозволителен. У нас его называют "черным". То, к чему пришла Америка, у нас просто не поймут. Возможно, позже мы к этому тоже придем.
— Как считаешь, ты уже стал успешным комиком?
— Что нужно, чтобы стать успешным комиком в нашей стране?
— Чтобы люди тебя любили и верили. И все. Важно быть искренним и настоящим. Главное — не обманывать своего зрителя. Позитивный взгляд на жизнь — это образ мыслей. Если человек на сцене шутит, а по жизни грустный, то он ненастоящий. Может, он хороший актер, но это уже другое. Зритель все это чувствует.
— Самая популярная тема, на которую шутят комики?
— Отношения. Это тема вечная, которую грех не обшутить.
— Что для вас стэнд-ап?
— Хобби, которое я хочу развивать. Зачастую не хватает ресурсов, чтобы все реализовать. Не хочу, чтобы это стало моей работой. Я столкнулся с тем, что то, что раньше приносило мне удовольствие, стало приносить деньги. И сразу же оно стало приносить меньше удовольствия. Поэтому хочу, чтобы стэнд-ап остался моим хорошим хобби.