Мы в своем Бишкеке про баткенцев уже столько мифов напридумывали! И что там живут сплошные моджахеды, и что народ в регионе не ест ничего окромя лепешек с чаем. О быте села Ак-Сай Баткенского района одноименной области, где проживают 2 тысячи человек, рассказал учитель физкультуры и депутат местного кенеша Азамат Абдыразаков.
— Наши люди все время ищут какую-то землю обетованную. Из Бишкека стремятся уехать в Москву или Нью-Йорк, из регионов — в Бишкек. Почему вы не уехали из своего села хотя бы в районный центр?
Я не хочу уезжать, верю, что могу развиваться и на родине. Вообще-то особого выбора у меня не было: я у родителей единственный сын.
— Почему вы стали школьным педагогом?
— Я всегда мечтал о профессии учителя физкультуры — это же здоровье! Поступил в Ошский университет на преподавателя и стал работать.
— Кем еще можно работать в Ак-Сае?
— В основном мы занимаемся сельским хозяйством. Выращиваем картофель, кукурузу и, конечно, знаменитые баткенские абрикосы — не на продажу, а только для себя, чтобы выжить. У нас нет таких огромных площадей, как, например, в Чуйской области. У каждого свой маленький надел.
Деньги местные жители получают главным образом от родственников, которые работают в Бишкеке или за границей. Больше их взять негде. У нас совершенно нет рабочих мест! Молодые не думают о том, чтобы продолжить образование, стать студентами. Всех заботит только одна мысль: как бы уехать в Москву и накопить на машину и дом.
— Какие еще проблемы в Ак-Сае, помимо безработицы?
Во-вторых, летом обостряются споры с таджикистанцами из-за воды. Бывает и так, что мы не можем вдоволь напиться, не то что огород полить.
— Вы хоть раз были в Бишкеке?
— В 12 лет я впервые приехал в столицу на каникулы, к братьям. Разница между жизнью в Бишкеке и селе колоссальная! К тому же в столице проживают люди разных национальностей, а у нас — только кыргызы.
— Бишкекчане почему-то считают, что в регионах все питаются исключительно лепешками и чаем. Это так?
— Нет. Питаемся мы как положено: любим овощи и фрукты, уважаем плов.
— А спиртное?
— Водку у нас сейчас никто не пьет. Ну, может, на каком-нибудь празднике… А вообще алкоголизма и наркомании нет. Это связано с исламизацией, молодежь все больше уходит в религию. Мы не фанатики, просто читаем Коран и пытаемся жить по канонам ислама. Естественно, водка под строгим запретом. У нас в селе три мечети.
— Не много ли на две тысячи человек?
— Нет, мы сами построили две из них методом ашара.
— А как у вас девушки одеваются?
— Платья с открытыми руками не носят. Незамужние обязательно закрывают одеждой руки — они стеснительные, не хотят оголяться. Замужние надевают платок и халат… Это не вчера началось, у нас всегда платки носили.
— Понятно. А сколько в селе школ?
— Одна. Она очень просторная, хорошая. Правда, 1989 года постройки и уже нуждается в ремонте. Но нельзя сказать, что школа в аварийном состоянии.
— Нет, все дети посещают занятия.
— Где вы покупаете одежду, еду?
— Базара у нас нет, продукты покупаем в магазинах. А за одеждой приходится ездить в Баткен, это 50 километров пути.
— Можно ли, по-вашему, как-то улучшить ситуацию в селе?
— Я прошел курсы молодежных лидеров, которые организовал Институт развития молодежи. Это значительно расширило мой кругозор. С помощью гранта и средств айыл окмоту нам удалось обустроить молодежный центр. Там есть компьютеры, принтеры, доступ в Интернет.
Сообща нам удалось найти спонсоров, мы открыли СТО и пилораму. Теперь к нам везут древесину из Таджикистана, а мы ее распиливаем. Бизнес пока не очень большой, но я думаю, он будет расти.
— Какие еще у вас планы?
— Есть земли, где можно разбить фруктовые сады. Это отчасти решило бы проблему безработицы. Еще хотим открыть небольшое дело по производству извести — возле села есть залежи.
— Какой вы хотите видеть свою родину лет через десять?
— Надеюсь, приграничные проблемы все-таки решатся. И проблема безработицы тоже. Тогда аксайцы смогут жить дома, со своими детьми.