В ущелье Боом 1 и 18 июля из-за схода селевых потоков в результате ливневых дождей возникали серьезные затруднения в движении автотранспорта.
Пользователи соцсетей выразили мнение, что участившиеся камнепады и затопления проезжей части в ущелье связаны с плохой работой проектировщиков дороги и китайских строителей.
Директор "Кыргыздорстройпроект" Джамшит Калилов заявил, что нельзя просто так обвинять проектировщиков и строителей.
"Посудите сами, дорога была сдана в эксплуатацию три года назад. За этот период особых происшествий не зафиксировано. Да, случались обвалы, но они были связаны с проведением реконструкционных работ", — сказал специалист.
Он отметил, что камнепады участились только в нынешнем году, и причина тому — погодные условия.
"Помните, были затопления дорожного полотна? Так вот, именно сильные осадки стали причиной обрушения горных пород. За 10-15 минут выпадала месячная норма осадков! Ни один проект не предусматривает аномальных дождей", — сказал Калилов.
По его словам, дорожно-эксплуатационные службы должны проводить ежедневный мониторинг опасных участков и проводить укрепительные мероприятия.
Он подчеркнул, что выступает против укрепления горных пород сеткой-мак, так как опыт реконструкции дороги в Ош доказал неэффективность данного метода.
"Эту сетку просто воруют. Более того, воруют даже обычные дорожные знаки — для бытовых нужд. Поэтому надо использовать другие способы защиты от обвалов", — сказал Калилов.
Гидромет подтверждает
Завотделом метеопрогнозов Кыргызгидромета Махбуба Касымова подтвердила, что в минувшем июле зафиксированы очень сильные осадки.
Балыкчи находится с подветренной стороны Боомского ущелья, и этот район считается маловодным. Но в июле осадков здесь выпало в три раза больше нормы — 331 процент! В июне месячная норма была превышена в полтора раза. Для сравнения: в 2014 году в Балыкчи выпало 9 миллиметров осадков, в 2015-м — один миллиметр, а в текущем — 96 при норме 29 миллиметров.
Путь всех туристов к Иссык-Кулю лежит через Боомское ущелье. Общая протяженность трассы Бишкек — Торугарт, частью которой является дорога в Бооме, составляет 539 километров. На ее реконструкцию и восстановление было потрачено свыше 427 миллионов долларов. Строительством дороги занималась китайская компания China road.