Сергей Дудашвили знает о туризме в Кыргызстане все. Это он основал туристическую компанию "Горы Азии" и написал несколько книг об отечественном туризме. Кстати, одну из них он подарил нашей редакции. Мы в Sputnik нежадные, если интересно — дадим почитать.
— Мы привыкли говорить, что для туристов Кыргызстан уникален. И я в это свято верила ровно до тех пор, пока не попала в Сочи. Там, оказывается, и море есть, и горы, и пальмы с соснами. Так ли уж мы уникальны?
— Я не сторонник мнения, что Кыргызстан — уникальная страна. У нас нет каких-то объектов, которые можно отнести к особо уникальным в мире.
Даже горы… Например, у нас нет вершин, которые бы превысили отметку 8000 метров, таких, например, как в Непале, Китае, Пакистане. У нас всего два семитысячника — пики Ленина и Хан-Тенгри.
Мы знаем, что такое градообразующее предприятие — это когда вокруг крупного месторождения зарождается целый город: строятся дома, дороги, больницы, школы.
Во многих странах есть градообразующие достопримечательности. Например, Бразилии повезло с водопадом Игуасу. Туда съезжается так много туристов, что образовался целый стотысячный город, который только их и обслуживает. Понятно, что нам далеко до таких масштабов.
— Так что, дело дрянь?
— Нельзя сказать, что мы напрочь лишены туристической привлекательности. Кыргызстан — очень красивая страна. Про Иссык-Куль все и так уже знают. Но у нас есть все типы ланшафтов: от реликтовых лесов до пустыни. Да-да, у нас даже пустыня своя имеется где-то на границах Баткенской области.
— А что у нас самое интересное?
— Дикая, первобытная природа. Даже на Амазонке такого нет. Вот у нас как? Шагаешь по горам, устал — разбей палатку, устрой ночлег там, где нравится. А в других странах уже вся земля раскуплена и бесплатно заночевать не удастся.
Еще со времен СССР очень большая территория Кыргызстана, которая прилегает к границам Китая, была закрыта для посещений. Это помогло сохранить природу в первозданном виде. Сейчас она очень интересует туристов.
— Как-то глава Федерального агентства туризма России Олег Сафонов сказал, что Кыргызстану не хватает пиара. Вы с ним согласны?
— Даже сейчас предложение превышает спрос в несколько раз. Есть пансионаты, дома отдыха, а людей нет.
Наша туристическая активность длится месяц-полтора. Весь остальной год — пустота. Наверное, какая-то реклама могла бы это исправить.
Что касается природного отдыха — альпинизма, рафтинга, то тут особого пиара не надо. Наши туристические компании и так присутствуют на всех ярмарках в мире и рекламируют туры по Кыргызстану.
Единственное — нам не хватает рекламы самого государства. Люди не знают, что это за страна такая — Кыргызстан. Даже на туристических ярмарках, как ни парадоксально, перед тем как рассказать о туре, нам приходится объяснять, что где-то в мире есть Кыргызстан, что он находится между Китаем и Казахстаном.
Хотя, думаю, этим должно заниматься государство, а не туркомпании.
— Недавно одна казахстанская блогерша сравнила, сколько стоит отдохнуть в Турции и сколько — на Иссык-Куле. И сравнение было не в пользу нашей жемчужины. Оказалось, что при равной цене турецкий отель предлагает еду в неограниченном количестве и шикарный бассейн, а наш — столовское меню и минимум изысков. Надо ли нам менять цены?
Выход есть: нужно думать над тем, как продлить этот сезон. Пусть отдыхающие едут к нам не только за отдыхом и загаром. Можно построить бассейны, переориентироваться на экскурсии, сделать уклон на подготовку спортсменов.
Взять, например, Игры кочевников. Это отличная идея! Нам бы побольше такого интересного.
— Журналисты жалуются, что много денег тратим…
— А как иначе? Пока туристы будут приезжать к нам на два месяца, у нас ничего не получится. Необязательно проводить мероприятия туристической направленности: можно устраивать ярмарки, форумы!
Тогда бы это все подпитывало туристическую инфраструктуру. Гостей приходилось бы где-то расселять, чем-то развлекать, кормить. Это заработок для гостиниц, ресторанов. Сам предприниматель на это никак не может повлиять.
Взять, к примеру, наш отель. Летом гостей много, а вот зимой их совсем чуть-чуть. И мы ничего не можем с этим поделать!
— Я как-то беседовала с владельцем хостела в Караколе, и он жаловался, что туроператоры серьезно накручивают цены и отдых в Кыргызстане получается непомерно дорогим.
— Там больших денег не остается, должен вам сказать. Я бы не стал утверждать, что у нас цены высокие по сравнению с остальными странами. Тот уровень, который мы предлагаем, находится в зоне минимальных цен.
В среднем у нас один день путешествия стоит 100 долларов. За эти деньги можно поселиться в приличной гостинице, а не в ночлежке, взять гида, путешествовать на нормальной машине.
В большинстве стран эта сумма достигает 150-200 долларов в день. Поэтому не так уж у нас и дорого.
— Чего хочет среднестатистический турист, который отправляется в Кыргызстан? С теми, кто любит валяться на пляже, все понятно. А те, кто едет сюда за впечатлениями, — чего они хотят?
— Они хотят окунуться в самобытность.
— Они хотят прям самобытности-самобытности или им все же необходимы комнаты с кондиционерами и чистые туалеты?
— Сейчас иностранный турист даже слишком сильно следит за соблюдением договора по комфорту. Особенно европейцы. У меня есть знакомый туроператор в Германии, и он рассказал, что раньше немцы путешествовали ради того, чтобы получить впечатления.
Потом они приходят к нему и выдвигают претензии. По контракту туроператор должен возместить деньги.
Для туристов отель должен быть на должном уровне. И машина нормальная, а не та, которая постоянно дребезжит и в которой окна не открываются.
А если человек приезжает "дикарем", то он может нарваться на все что угодно. Такое часто бывает.
— Давайте пофантазируем. Допустим, каждый кыргызстанец скинулся по доллару и эти деньги отдали вам со словами: "Сергей Давидович, потратьте эту сумму на туризм". Вы бы как поступили?
— Один миллион я бы потратил на рекламу. По подсчетам Всемирной туристической организации, каждые двадцать долларов, вложенные государством в рекламу, — это плюс один турист.
Если эффективно потратить на рекламу миллион долларов, то можно ожидать полутора миллионов туристов. В гостиницы я бы не стал вкладываться: предложение уже сейчас превышает спрос в 2-3 раза.
Я бы потратил 5 миллионов на создание природных парков. Например, на той территории, что у границы с Китаем, нужно создавать инфраструктуру: дороги, хижины оригинальной архитектуры, альплагеря.
— Какое впечатление у людей оставляет Кыргызстан?
— Я никогда не видел туристов, которые бы сказали: "Нам ничего не понравилось, у вас смотреть нечего". Все согласны, что страна прекрасная, а люди добрые.
— В каком направлении будет развиваться туризм в республике в ближайшие годы?
— Иссык-Куль никуда не денется, он будет привлекать всегда. Второе — это знакомство с образом жизни кочевников, их бытом, культурой. Третье — первозданная природа: трекинги, экскурсии, первопрохождение.
— В какое время лучше всего путешествовать по Кыргызстану?
— Если вы хотите забраться куда-то подальше, тогда в июле или августе. На высоте 2-3 тысячи метров снег сходит в конце мая. А в основном можно путешествовать и в апреле, и в октябре.