Давненько я не училась в школе, поэтому не могу понять, есть там что-то похожее на уроки труда или нет?
С чего я вдруг об уроках труда вспомнила? Нет, руки от безделья не зачесались, и к швейной машинке меня не потянуло. Просто услышала, как заместитель главы Госслужбы миграции республики Алмазбек Асанбаев всенародно заявил, что в школах хотят ввести урок технического образования для старшеклассников. Неплохо. Товарищ даже пояснил, что сию образовательную программу разрабатывает Министерство образования и науки. А кто же еще! Им же надо в напряженном учебном графике выделить место для подобных уроков. Но, как растолковала мне директор одной из школ, которую я попросила поделиться мнением о нововведении, трудовые уроки-то у них есть. Только называется этот предмет "труд-черчение". Примерно вот так, через черточку. Тут я не поняла. Почему черчение приравняли к труду? Потому что проводят линии руками, держа в одной карандаш, а в другой линейку? С таким же успехом можно было написать "труд-чистописание". Ведь и в этом случае ручку нужно держать почти как молоток.
Но даже этого во многих школах нет, поскольку напрочь отсутствуют учителя черчения. Не готовят в вузах таких специалистов. Если раньше в институтах студенты технических специальностей осваивали чертежное дело, выдавая десятками ватманские листы с чертежами конструкций и деталей, то сейчас за них все делает компьютер. Главное — уметь заложить в программу требуемые параметры.
Может, я и не обратила бы внимания на идею возрождения технического образования в школах (хотя зачем оно, например, прирожденным гуманитариям?), если бы господин, занимающийся миграцией на государственном уровне, не пояснил, что навыки, которые они хотят привить школьникам, нужны, чтобы улучшить уровень будущих мигрантов.
Асанбаев так прямо и заметил: "Учитывая, что зачастую на заработки выезжают выпускники школ, они оказываются в проигрышном положении, так как не владеют профессией. Поэтому и нужна какая-то техническая специальность, которой они будут обучаться в последних классах". Чему именно будут обучать, не сказал. Возможно, это еще в процессе обсуждения. Тут хотелось бы понять, неужели профессиональные лицеи, готовящие каменщиков, штукатуров, сварщиков, не в полной мере отвечают задачам подготовки мигрантов? Хотя там тоже гордо докладывают, сколько их выпускников нашли себе дело вдалеке от дома.
Не будем уточнять, у кого лучше уже получается или только намечается "учить на мигранта". Ясно одно, на уровне министерств и ведомств решили, чтобы время у молодых людей не отнимать, сразу в школе обучать их техническим премудростям, а не каким-то алгебрам да литературам. Нужно готовить настоящих работяг, ведь в адресах чиновников, направляющих наших граждан на заработки, значатся не только просторы России и Казахстана, но и предприятия Японии, Турции, Южной Кореи, Бахрейна, Катара, ОАЭ…
Так что одни будут пачками мигрантов штамповать, а другие тормозить их отгрузку. Посмотрим, чья возьмет!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции