БИШКЕК, 24 авг — Sputnik, Дарика Иманкожоева. Каждый день мы видим играющих детей в парках, скверах, на детских площадках. И никто не задумывается о том, что в центре Бишкека врачи круглосуточно борются за каждый удар сердца маленьких пациентов.
Для матери Максима это огромная сумма, которую она не смогла бы собрать сама. Постоянной работы у женщины нет (она убирает подъезды и делает мелкий ремонт в квартирах), как нет и родственников, способных помочь с деньгами. Отец мальчика живет отдельно и семью никак не поддерживает.
"Максим очень жизнерадостный и добрый. Так хочется, чтобы он был здоровым и счастливым, а без операции сын мог бы не дожить и до пяти лет. Операция прошла успешно, я благодарна врачам, фонду и всем, кто помог в сборе средств", — с улыбкой рассказала родительница.
Супруги Райымкуловы планировали рождение первенца около года. В первом триместре беременности у женщины несколько раз возникала угроза выкидыша, но акушер-гинеколог уверяла, что с плодом все в порядке. А на следующий день после родов счастье родителей омрачила новость, что у младенца тяжелый порок сердца — тетрада Фалло (дефект межжелудочковой перегородки, смещение аорты и вторично развивающаяся гипертрофия правого желудочка).
В два месяца маленькому Даиру провели первую операцию, а через год — вторую. Обе длились больше шести часов. Скоро мальчику исполнится три года. Он растет и развивается так же, как его сверстники.
"Медики спасли жизнь не только нашему сыну, но и нам", — говорит мама Даира.
Твори добро
К сожалению, не все операции заканчиваются успешно, как в случаях с Даиром и Максимом. Например, в 2011 году смертность составила до двух процентов от общего количества хирургических вмешательств. В последние годы — 7 процентов.
По словам директора фонда Марии Зернаевой, основным направлением его деятельности является финансирование операций на сердце детям из малоимущих семей. В настоящее время активно ведется сбор средств для четырех ребятишек.
"Нельзя допускать, чтобы дети умирали из-за отсутствия финансовых возможностей или квалифицированной медицинской помощи. Тем более что подавляющее большинство этих детей после операции могут жить абсолютно полноценной здоровой жизнью до глубокой старости", — отметила Зернаева.
Найдем и поможем
Как сообщил главный врач НИИХСТО Артур Джуманазаров, за последние месяцы врачи института обследовали жительниц Таласской, Чуйской и Иссык-Кульской областей.
"Сейчас проводим осмотры в Джалал-Абадской области. Все бесплатно… 20 процентов детей, рожденных с тяжелыми пороками сердца, умирают в первую неделю жизни, 27 процентов — в течение первого месяца", — рассказал он.
По словам заведующего отделением хирургии врожденных пороков сердца Саймидина Шабралиева, главными причинами развития этой болезни у новорожденных являются заболевания женщин в первом триместре беременности (краснуха, грипп), употребление алкоголя, наркотиков и курение.
"Также на это могут влиять неблагоприятная экология, урогенитальные инфекции, психоэмоциональное напряжение матери и низкий уровень жизни", — объяснил врач.
Операции и деньги
Каждый год отечественные кардиохирурги проводят сотни операций, примерно треть из них — детям до года. Если вовремя не выявить заболевание или запустить его, то по достижении определенного возраста ребенку не поможет даже хирургическое вмешательство.
"В прошлом году было проведено 350 операций, из них 120 — детям до года, а в этом мы сделали уже больше 200 операций. Вот на днях нам позвонили из столичного роддома №2 и сообщили, что родился мальчик с тяжелым пороком, которого нужно прооперировать в течение месяца", — сказал Шабралиев.
Стоимость операции для детей с врожденным пороком сердца в Кыргызстане одна из самых низких в мире — 99 тысяч сомов. По словам Шабралиева, в послеоперационном периоде требуются дорогостоящие лекарства: цена одного флакона некоторых из них достигает тысячи долларов.
Планы на будущее
Успешная операция — это заслуга не только хирургов, но и профессиональных анестезиологов, реаниматологов и перфузиологов (последние обеспечивают искусственное кровообращение), отметил Шабралиев.
Справка НИИХСТО: в 2012 году на учете состояло около 3 000 детей с врожденным пороком сердца; в этом году цифра достигла 3 500.