— Как вам пришла идея отправиться в велотур по Европе?
— В этом году я окончил университет, поэтому летом решил отдохнуть так, как мне хочется перед самостоятельной жизнью. Я люблю вело- и горный туризм, и еще прошлым летом решил, что поеду в Норвегию на велосипеде. Там очень много красивых гор, водопадов, исторических мест и, конечно же, фьордов (морские заливы со скалистыми берегами).
— Последние 2-3 года большую популярность набирают путешествия автостопом и на велосипеде (из-за сравнительной дешевизны). Но, даже исключая потребность авиаперелетов, эти туры остаются дорогим удовольствием. Часто путешественники зарабатывают деньги в дороге, исполняя песни или играя на музыкальных инструментах. Как было в вашем случае?
На мое путешествие ушло 900 долларов. В эту сумму не входят затраты на оформление шенген-визы и покупку снаряжения. Надо заметить, что я экономил в дороге, ночевал в палатке, но в крупных городах останавливался в хостелах и проводил в городе 2-3 дня. Много гулял и тратил деньги в основном на еду.
— Как вы разрабатывали маршрут?
— Маршрут я выбрал не самый быстрый. Из Бишкека полетел в Москву с велосипедом. Докупал там снаряжение, пока собирал документы для шенген-визы. Многие советовали ехать через Питер и Финляндию, но я хотел увидеть Берлин и посетить и посмотреть как можно больше. Поэтому маршрут получился таким: Москва — Беларусь — Польша — Германия — Дания — Норвегия.
— Сколько времени потребовалось, чтобы преодолеть такой путь?
— Я планировал проехать его за две недели. В итоге преодолел 3 100 километров на велосипеде и 300 — на пароме от Хиртсхальса до Ставангера за 22 дня (это с учетом того, что в день я проезжал около 150 километров).
Большой отрыв от графика начался в Германии, где Правила дорожного движения запрещают ехать по дороге при наличии велодорожки (там они везде, от любой деревни до любого города, со знаками и разметкой). Да, это безопасно, но велодорожки проходят через каждую деревню, в объезд автобанов и дорог, поэтому расстояние увеличилось.
— Насколько безопасно отправляться в такие туры самостоятельно? Ведь в Европе сейчас не самое спокойное время — в СМИ бесконечные новости о терактах и ситуации с беженцами. Случались ли инциденты в пути?
Проблем в дороге с велосипедом, кроме одного прокола колеса, не было. Но сложности возникли на пересечении границы Беларусь — Польша, через нее не пропускают пешеходов. Хотя велосипед — транспортное средство, по Правилам дорожного движения обеих стран мне отказали. Местные подсказали, что можно пересечь границу на поезде. Я так и поступил. Проехал одну остановку — от Бреста до Тереполя.
— Вы упоминали, что последние 300 километров до Норвегии пришлось проехать на пароме через Северное море. Какие ощущения от поездки?
— Паром был очень-очень большим и намного круче, чем бизнес-класс в самолете лучшей авиакомпании. Онлайн-билет обошелся мне в 70 евро, хотя на шлагбауме кассир требовал 114. Там играла живая музыка, на ужин — вкусная еда, и много игровых зон, чтобы пассажиры не скучали.
Паром шел ночью 10 часов, поэтому мне запомнился момент, когда все пошли спать, а я сидел на палубе, смотрел на темное-темное море, наблюдал за маяками и шлюпками и согревался какао. Тогда невольно напрашивалось сравнение с "Титаником" и посещали мысли: "А что будет, если спрыгну?" и "Насколько холодная вода в море?".
— А что с морской болезнью? Сразу вспоминаются сцены из фильмов, когда человек, впервые отправившийся на корабле в дальнее плавание, то зеленеет, то желтеет…
— Морской болезни не было. Мне даже понравилось это ощущение укачивания. При движении по коридору мне иногда казалось, что люди вокруг пьяны и я тоже. Надо заметить, были и действительно выпившие в баре.
— А как проходили ночи до парома? Везде ли в Европе можно без проблем и дешево разбить палатку, как в Кыргызстане?
— В Европе все поля ухоженные и огорожены заборчиками. Поставить палатку, где захочешь, не получится. Есть специальные места для кемпинга. Но я останавливался обычно на заправках, спрашивал разрешения и ставил палатку где-нибудь с краю на газоне возле дерева, чтобы застегнуть велосипед на замок.
— Так как в основном я питался в магазинах и точках фастфуда, столкнулся с тем (особенно это касается Германии), что рабочий день во всех магазинах и даже аптеках заканчивается в 8 вечера и до 10 утра нельзя ничего купить, а в воскресенье вообще ничего не купишь целый день! Сначала я не знал об этом и несколько раз оставался без ужина. Потом приходилось закупаться в обед, чтобы вечером было что поесть.
— А как там с мобильной и интернет-связью? Можно ли сэкономить?
— В Беларуси и Польше покупал сим-карты сравнительно дешево — проблем не было. А вот в Германии связь безумно дорогая — 1 500 сомов за сим-карту, на которой всего 200 мегабайт Интернета.
Если говорить о Wi-Fi, то в Европе его много, но при попытке подключения тебя перекидывают на сайт, где требуют оплатить трафик: 2 часа — 2 евро, 3 часа — 2,5 евро. Оплачивать нужно с помощью интернет-кошелька, поэтому от Германии до Норвегии я Сетью не пользовался. Совершенно бесплатный Интернет только в Starbucks и МакДональдсе, и то пользоваться им можно не более 30 минут в день.
— Я знаю, что в Европе хорошо развита велоинфраструктура. Сложно было привыкнуть к порядку после беспредела на наших дорогах?
— Как тебе Европа в общем? Все так, как мы, азиатские люди, себе представляем: чистота, много вкусной еды, красивый и приветливый народ, каждый район в городе скрывает целую историю?
— Путешествие получилось очень насыщенным и интересным. Мне понравилось все, кроме шоссе Москва — Минск с большим потоком машин и высоким скоростным режимом. Но это уже не про Европу. Самые добрые и приветливые люди встречались в Дании. Очень часто приглашали меня на кофе, ужин, спрашивали, нужна ли помощь.
В городе Колдинг (Дания) я сидел и искал на карте место, чтобы поставить палатку. Ко мне подошла женщина по имени Поли и предложила помощь. Я поставил палатку в ее саду, а утром она дала мне в дорогу фрукты, воду, сок, булочки и все время спрашивала, не нуждаюсь ли я в чем-то еще.
В Берлине я попробовал хваленые немецкие сосиски, мне они не понравились. Вообще, я очень люблю сладкое и всю дорогу только и делал, что дегустировал шоколад разных сортов.
— А люди, которые вам встречались в путешествии, знают, "что такое" Кыргызстан?
— Не все, зато они знают Казахстан. Я объяснял, что это рядом. А в Норвегии познакомился с Томасом Нильсеном, который ездил на велосипеде вокруг нашего Иссык-Куля. Он позвал меня на выходные полазить по горам в Норвегии. Я, конечно, согласился, потому что горы там — это что-то невероятное. Пейзаж сочетает яркие цветы и высокую траву, шумные водопады и массивные ледники. И погода супер — совсем не жарко.