— Тише, алтыным, тише… Нас спасут. Нас обязательно спасут!
Она пыталась успокоить своего еще не рожденного малыша, а вокруг в панике метались подруги. Им было страшно, очень страшно. Они кричали в телефоны и в пустоту: "Спасите нас, спасите!".
Парни, их коллеги, с которыми они дурачились в перерывах между работой, пытались достать лестницей до окна. Ее длины просто не хватило до четвертого этажа: нигде в мире не делают таких больших лестниц. Но ребята хотели показать заблокированным огнем женщинам, что они не одни.
Шла минута за минутой, а ничего не происходило. Пожарные не лили воду, не вбегали в горящее здание. Нам, обывателям, всегда кажется, что они бездействуют… Кто-то в Интернете написал, что сначала надо обесточить здание, что-то там просчитать. Я не знаю. Эти несчастные тоже не знали.
— Стой, куда ты?!
— Я не умру здесь!
— Ты разобьешься!
Девушка выпрыгнула в окно. Перед смертью она увидела небо с ватными облаками, телекамеры и толпу людей.
Они задыхались в ядовитом дыму, когда в нескольких метрах от них журналисты выходили в прямой эфир, родственники беспомощно смотрели на пламя, а некрасивая толстая тетка фыркала: "Тупые…". 17 молодых женщин умирали на глазах у всех, и никто им не помог.
…Родственникам сказали, что при опознании нужно говорить "да" или "нет". Увидеть посреди обгоревших останков лицо своей дочери, не рассыпаться на молекулы от горя, а сказать "да". Потом выйти на воздух и завыть.
Их часто презрительно называют "гастарбайтерами". Общество, привыкшее благоговейно трепетать перед "лексусами", просто не способно по-другому смотреть на трудовых мигрантов. Холопы. Мырки. Живут по 50 человек в "двушке"… Не то что Айбек-байке — уже на третий особняк наворовал. Уважаемый человек, надо на свадьбу пригласить. А что взять с трудовых мигрантов? Много не подарят…
Благодаря этим женщинам, которые вкалывают так, будто никто и не придумывал никаких трудовых кодексов, благодаря нашим мужчинам, которые продают на рынках СНГ картошку и апельсины и убирают грязь с улиц чужих городов, многие оставшиеся в Кыргызстане еще живут по-человечески.
Как бы вам спалось, если бы в республике в одночасье появилось 360 тысяч новых бедняков? Не надо быть экономистом, чтобы понять: начались бы голодные бунты, системы здравоохранения и образования полетели бы к чертям, а старики с тоской вспоминали бы о нынешних пенсиях…
Девочки, спите спокойно. Мы всегда будем помнить о вас. И да, я тоже считаю, что в этом году лучше обойтись без празднования Дня независимости.
Редакция Sputnik Кыргызстан выражает соболезнования семьям погибших.