Ранее о том, что было на пожаре, Юрий рассказал нам по телефону. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков встретился с героем лицом к лицу. Оказалось, что незадолго до трагедии он снимался в известном телесериале, а вот в каскадеры его не взяли.
Не взяли в пожарные
— Ты боялся, когда пошел в огонь?
— Это был не совсем страх… Какое-то смешанное чувство на самом деле. У меня сердце не билось. Просто понимал, что могу что-то сделать, и попытался. Где-то помог, где-то что-то подтащил, где-то вытянул, кого-то помог спустить, кого-то помог из дыма вытащить… У меня уже сознание помутилось от этого дыма. Как бы ходишь, все понимаешь, но как-то заторможенно. И ты как бы во сне ходишь, но все соображаешь.
— То есть ты использовал все свои возможности по максимуму?
— Я попытался что-то сделать. Так получилось, что все произошло недалеко от меня, на районе. И я не лег спать, а побежал туда.
А насчет погибших девушек… Их можно было спасти. У пожарных же есть, как в кино показывают, брезент, который натягивают, когда люди с большой высоты прыгают. Неужели нельзя было, допустим, взять тех же четырех пожарных, залезть на крышу и растянуть брезент? Двое, думаю, могли бы выкидывать девушек на брезент. Другие бы люди принимали этих девушек.
— А пожарные знали, сколько там человек и где они находятся?
— Я не знаю, что они знали, что не знали. У меня нет права говорить о них вообще что-либо. Что они могли предпринять, что не могли. Я говорю о том, как бы сам поступил в данной ситуации. Вот я в армии ротой рулил, знал, как ее организовать и как дисциплину держать. И здесь я понимал, как можно было это сделать. Но не мне их учить. Меня, например, в пожарные не взяли.
— А ты хотел быть им?
Я обычный человек, обычный парень, который вырос в неблагоприятных условиях. И все, что могу сказать, — я не хочу, чтобы меня считали героем каким-то. Конечно, приятно слышать слова благодарности. Но я считаю, что если бы хоть половину этих девушек вытащил, тогда бы мог сказать, что я что-то такое сделал. А я этого не сделал.
Актер в сериале
— Кыргызы тебя как-то благодарят?
— "Вконтакте" ребята из Бишкека начали благодарности писать. Присылают скриншоты из групп в соцсетях — там ни в одном комментарии не написаны какие-либо гадости. А у нас, в России, у компьютеров сидят умники. Они там не были, ничего не знают, не видели, но сидят, умничают: "Вот, парень хотел в телевизор попасть. А настоящий герой в тайне остается". Да я не считаю себя героем! Начнем с этого.
А насчет того, чтобы в телевизор попасть, — я уже туда попадал. Даже снимался в кино. Были у меня съемки и в сериале.
— А в каком?
— "Москва: день и ночь". Ну, честно говоря, ни о чем. Смысла там никакого нет, в этом сериале.
— Небольшая роль?
— Второстепенная. Но платили там нормально: съемочный день — 5 тысяч рублей. Правда, съемочных дней в месяц было три-четыре.
— То есть о славе ты не думал. Но какая-то мотивация рискнуть жизнью должна была быть.
— Меня же бабушка воспитала. Она в меня вложилась. И у меня есть гордость другая от того, что я что-то смог сделать такое, за что она может мной гордиться. В принципе. Пускай я не добился высот, не стал миллионером. Но хотя бы такой поступок совершил. И даже после этого понимаю, что я хоть что-то в жизни сделал.
Ребенок из трудной семьи
— А бабушка кем была по профессии?
— Насколько помню, она продавцом была еще в советские годы. У нее есть медаль ветерана труда. Таких людей, как она, я не видел больше. Воспитывала она меня с первого класса по девятый. То есть с 1999-го по 2008 год. Я с ней в это время жил.
Из этих девяти лет нам семь лет портил жизнь брат отца — алкоголик, который каждую ночь приходил, выбивал дверь. Мы с сестрой порывались бежать. Весь поселок нас знал как неблагополучных, как семью алкашей.
— Были сложности со сверстниками?
— Как это всегда бывает, пальцем тыкали, в школе толпой избивали. Опять же я в спорт пошел и начал тренироваться, чтобы мстить людям, которые мне причинили когда-то боль. И я отомстил. И они у меня прощения просили. Были такие моменты. Я не считаю, что это хороший поступок, но надо мной издевались конкретно. И то, кем я стал, — это все "благодаря" той детской жизни, которая у меня была.
А что такое стержень? Просто многие не понимают значения этого слова. Многие считают, что они сильны духом, когда говорят: "Вот я заработал на мерседес в 20 лет". Для них это подвиг. У всех людей по-разному. Зависит от среды, в которой ты вырос, и людей, которые тебя окружали. Я был в разных компаниях — где воровали магнитолы и угоняли машины. Но сам этим не занимался.
Подозрительная личность
— Какими видами спорта ты занимался?
— Начинал с киокушинкай-каратэ. Несколько лет посвятил этому, но не добился каких-то высот. Хотя мой тренер дядя Али мне дух немножко поднял и дал немножко в себя поверить. Но все равно, конечно, на тот момент духом был еще очень слаб. Я только в армии стал сильным духом.
Были разные виды спорта. Брейк-данс танцевал, паркуром занимался, когда тот только появился. Посмотрел фильм "13-й район" и вытворял всякие штуки. Я мог залезть на любой дом. Это сейчас называется руфингом. Сейчас я на ребят-руферов смотрю, как на идиотов, хотя выполнял то же самое, что и они, только намного раньше. И немного осознанней, чем они.
— Ты в десанте служил, наверное…
— В десантуру не взяли, потому что у меня категория Б-3 была из-за плоскостопия и аритмии сердца. Ну есть у меня определенные болячки, но я их не ощущаю. Точнее, ощущаю, но не придаю им значения. Так что служил я в войсках связи в городе Муроме.
— А после армии как складывалась жизнь?
— Не очень благополучно. Если зайти в Интернет и вбить мое имя и фамилию, то можно найти судебные дела. Но судим я не был. Было мирное решение.
И забрали меня в полицию. Там я просидел полтора-два часа. Меня начали допрашивать. Но это, конечно, цирк. Честно! Я поражаюсь этому всему. Допрос был такой: "Есть ли документы на велосипед?". На что я отвечаю: "А что, у меня ПТС (паспорт транспортного средства) должен быть на велосипед?". А полицейский мне и говорит: «Ты что, типа юморист?".
Потом он начал в Интернете пробивать мои фамилию-имя-отчество, дату рождения. Говорит: "У тебя там какое-то судебное дело". Я говорю: "Да это было еще до "армейки", когда я учился в училище. По нему ко мне никаких претензий".
— А что за дело-то было?
— Параллельно с учебой я работал на стройке. Потом меня отчислили из училища. Но когда я учился, мне каждый месяц пенсионный фонд — так как я был под опекой — перечислял деньги. Четыре тысячи рублей в месяц. Ну, на проживание, еду. Конечно, мне этих денег не хватало, и я прогуливал. На стройке работал. В итоге меня отчислили, но я был не в курсе. В общем, мне повестка пришла в суд. Я полностью весь ущерб возместил, и все это мирно решилось.
— А это в ночь перед пожаром было или немножко раньше?
— Насчет велосипеда? Это было до пожара — за день или за два.
Внешность обманчива
— У тебя есть друзья или знакомые — кыргызы?
— Есть один знакомый. На турнике тренируемся вместе. Но я не знаю, кыргыз он или узбек. Мне нет разницы просто. И те, и другие — хорошие люди.
Но я честно вам скажу, что все больше разочаровываюсь в том населении, которое проживает в Москве. Я работал и жил в больших городах нашей страны — Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Сочи. Самые паршивые люди — в Москве. Я не говорю, что все.
— Почему ты так думаешь?
— Куда ни пойдешь, даже в метро, кто-нибудь к тебе да прикопается. Я не знаю, почему к другим не прикапываются. Я что, чем-то выделяюсь? Это я раньше боялся, а сейчас стал сильным. Мне уже несложно в бороду зарядить. Я не люблю долго разговаривать с такими людьми.
— А татуировки твои красивые что означают?
Да в принципе ничего… Вот это чинзэн — символ киокушинкай-каратэ. Здесь — полинезийский орнамент. Ну он мне просто понравился. Опять же я с кого-то скопировал.
Сейчас мне 24 года, но рассуждаю я, конечно, на другой возраст. И внешность моя обманчива. Пока я с людьми не начинаю разговаривать, они думают, что я какой-то пикапер и чуть ли не табуном девушки за мной бегают. Да никто за мной не бегает. У меня внутри сидит другой парень. Не тот, который снаружи.
Таких не берут в каскадеры
— А есть цель в жизни?
— Не знаю. Я просто во многих профессиях разочаровался. Просто, когда ты не знаешь, как на самом деле все работает, ты живешь в сказочном мире. Когда все узнаешь на деле, у тебя пропадает интерес. Да кем я только не хотел быть! И бодибилдером, и фитнес-моделью, и в актеры-каскадеры хотел. Заявки, анкеты заполнял. Но что-то меня никуда так и не взяли. Видимо, я ни хрена не умею.
— Конкуренция, наверное.
— Да нет там никакой конкуренции. Все трюки, которые они выполняют, я в принципе могу сделать. Причем у меня обучаемость физическая легкая. То есть куда бы на физическую работу я ни приходил, мне показывают один-два раза. Пробую, и все. Я это уже умею.
— Тело запоминает?
Беседа с Юрием Лугвиным состоялась до его отъезда в Кыргызстан, куда его пригласили в качестве гостя Вторых Всемирных игр кочевников.