Этот человек так воодушевленно рассказывал, как он счастлив от того, чем занимается, что сначала его рассказ немного бесил, а потом мне захотелось бежать навстречу исполнению своих желаний. А еще мы пришли к выводу, что мужчинам в женских специальностях и наоборот легче добиться успеха. Так что, если я вдруг захочу стать механиком или мясником, у меня все получится.
— Григорий, с чего все началось?
— Учиться я никогда не любил, а потому, окончив школу, выбрал место, где всего за год можно было освоить профессию компьютерщика. Параллельно работал по специальности, но хотя на экзамене сдал все на "отлично", красный диплом так и не поучил. А все потому, что отказался копать огород…
— Копать огород за красный диплом?
— Да, одна преподавательница сказала мне, что такой диплом я получу, если вскопаю ее огород. Я отказался. Все, что мне требовалось, это знания, а они у меня были.
После работы в компьютерной сфере устроился преподавателем, потом работал менеджером по продажам, администратором, графическим дизайнером. На все это я потратил около двух лет жизни.
— То есть дольше года нигде не задерживались?
— И что вы выбрали?
— Второе. Следующие полгода прошли в жуткой депрессии: у меня не было денег, совсем. Заработать на сумках не получалось, организовать бизнес я не умел.
— А шить что-нибудь, кроме сумок, умели?
— Нет, но меня это не остановило. Однажды увидел в газете объявление о бесплатном обучении швейному делу безработных и малоимущих. Пришел, отучился. После узнал о вакансии портного в одном из самых элитных ателье Бишкека и сразу понял, что ищут именно меня (смеется). Позвонил, рассказал о себе… Разумеется, немного приукрасил. Но меня взяли, и я не подвел.
— Как вы открыли свою школу кройки и шитья?
— И все согласились работать с вами бесплатно?
— Да. Сейчас я понимаю, что это было сумасшествие, но, черт возьми, мне так хотелось сделать что-то подобное, и ведь получилось! Теперь у нас около 70 учеников в потоке, а в общей сложности уже порядка 600 выпускников.
— Парни тоже ходят на занятия?
— Есть и парни, но их значительно меньше. За несколько лет работы школы 10-12. Хотя по своему опыту скажу, что ребята приходят с очень серьезными намерениями. Даже для того, чтобы записаться на такие курсы, мужчине надо преодолеть много барьеров.
— Вы сами тоже обучаете мастерству кройки и шитья?
— Да, и это, я вам скажу, удивление в первую очередь для клиенток. Но когда человек разбивает стереотипы, это играет ему на руку.
— Как ваши родные отреагировали на выбор профессии? Ведь это действительно не самая распространенная специальность среди мужчин.
— Чем чаще мне говорят "не твое", тем больше я хочу доказать обратное. Жизнь одна, и пока выполнишь прихоти всех близких, наступит старость… Разве в этом есть смысл?
Мой отец сказал одно: главное — быть честным. Я кыргызстанец, а по национальности осетин, и не должен позорить свою народность.
— Когда запускали свой проект, рассчитывали на такой результат?
— Это были просто курсы кройки и шитья. Ну кто мог на них прийти? Разве что бабушки, у которых много свободного времени… Но на открытии было много молодых и красивых женщин, которые хотели творить.
— А что дальше?
— Сейчас мы запускаем волонтерский проект, призванный помочь учащимся найти себя. Выберем школу, с которой будем сотрудничать, и начнем приглашать специалистов разного профиля на тренинги. Еще будем проводить тесты по профориентации. Идея проекта в том, чтобы люди не теряли время на работе, которая им не нравится, а занимались тем, что по душе.