На двери с надписью "медпункт" кто-то прикрепил лист бумаги с изображением Тимона из "Короля Льва" и подписью "Не стоит давать людям советы: каждый должен лохануться по-своему". Страшно представить, что будет, если командир Службы спасения Артур Эрназаров "лоханется". Это вам не отчет какой-нибудь завалить.
— Помните свое первое серьезное задание?
Были и чудесные спасения. Например, мы вытащили мужчину, который провел под завалами трое суток. Всего за десять дней работы нашли трех живых… а мертвых даже не считали.
— А какое первое задание было в Кыргызстане?
— Его я получил в 2001 году, когда в стране только открылась Служба спасения. Был праздник, сотрудники рано разошлись по домам, осталась только дежурная смена. И сразу вызов: в Кой-Таше машина врезалась в дерево. Приехали. Оказалось, что семейная пара ехала из "Теплых ключей", на дорогу выбежала собака, и мужчина, чтобы не сбить ее, резко вывернул руль. Сам он выжил, жена погибла. Ее тело от удара выбросило на улицу, а одна нога осталась в машине.
— Оторвало, что ли?!
— Да. Вокруг были родственники. Они попросили, чтобы мы достали ногу и положили вместе с телом. Мои ребята такого еще не видели… да я и сам в первый раз столкнулся с подобным. Взял себя в руки, подбодрил их: "Давайте, надо работать". Мы успокоились и все сделали.
— Какая у вас все-таки страшная работа… Наверное, сохранилось в памяти что-то самое ужасное?
— Мне всегда очень больно, когда умирают дети. Помните, в 2008 году возле аэропорта "Манас" упал самолет? Там же школьная команда была, баскетболисты… Когда мы приехали на место, огонь уже потушили. Но там не то что люди — металл расплавился. Оказывается, когда лайнер упал, все ринулись к аварийному выходу. Началась давка, многие падали друг на друга и горели заживо. Мы потом собрали 65 трупов. Страшно было смотреть на выживших, они так плакали!
— Хорошо, что такие катастрофы происходят у нас нечасто. А зачем вас чаще всего вызывают?
— Для аварийного вскрытия дверей. Жители многоквартирных домов теряют ключи, или сквозняком захлопывает дверь, а хозяин остается на улице. Мы забираемся в квартиру через окно (с крыши) или высверливаем замок.
— Но ведь в газетах много объявлений, которые дают люди, проделывающие то же самое за разумную плату. Зачем вы ездите на такие вызовы?
— Мы выезжаем в случаях, когда есть угроза жизни: например, в запертой квартире остались маленькие дети или на плите что-то греется. Вот буквально пару часов назад был вызов: мать с одним ребенком осталась на улице, а в квартире — другой малыш, которому всего год и восемь месяцев…
— Часто ли дети оказываются в опасности не по стечению обстоятельств, а из-за преступного равнодушия родителей?
Потом выяснилось, что дверь в квартиру нельзя открыть ни снаружи, ни изнутри. Звонили матери близнецов, но ее телефон был отключен. Кое-как нашли отца, он прибежал, но ничего сделать не смог: ключей у него не было. Пришлось нашему спасателю сидеть в запертой квартире два часа, пока та женщина не явилась.
— Ужас! Хорошо еще, что дети пожар не устроили… А мамаша-то что сказала в свое оправдание?
— С ней разбирались милиционеры, это уже не наша работа. Для меня главное, чтобы нас не обвинили в краже вещей. Там ведь какое-то время находился спасатель… Иногда через день-два после происшествия хозяин квартиры что-то теряет и пишет заявление, что якобы мы украли. Поэтому я всегда беру расписку, что претензий к службе спасения нет.
— Ой, все, давайте о хорошем! Забавные случаи тоже наверняка бывают?
— Однажды поступил вызов в три часа ночи. Девушка сидела за компьютером, когда к ней в квартиру залезла ящерица. Нарушительницу спокойствия (ящерицу, а не девушку) мы обнаружили на стене, она была размером с мизинец. Девушка же залезла на диван и орала что есть мочи… В общем, рептилию изловили.
— А вы имеете право не выезжать на такие вызовы? Мало ли, может, я пауков боюсь…
— Ну, мы-то думали, что там угроза жизни, что ящерица огромная.
— Часто вообще приходится сталкиваться на работе с животными?
— На моей практике было все: и коров вытаскивали, и лошадей, и змей, и ежиков, и крыс… Один раз, например, поступил вызов из новостройки "Арча-Бешик". Жители вырыли яму для туалета, и туда провалилась корова. Мы ее лебедкой достали. В этом году раза три-четыре вытаскивали змей. Они заползают и в частные дома, и в "этажки".
— Что вы потом делаете с ничейными животными?
— Выпускаем там, где нет людей. Даже крыс.
— Нет! Кыргызстанцы всегда помогут попавшим в беду. Раздражают обычно зеваки, которые кричат и дают нам "ценные" указания. Как-то ездили мы на БЧК, там утонула машина. Водитель погиб, но нам надо было вытащить авто. Собралась толпа и начала нас учить… Не скажу, что мы знаем все на свете, но в своей работе профессионалы — в отличие от этих зевак. Наверное, никому не нравится, когда дилетанты что-то говорят под руку.
— Тем более что вы, в отличие от них, рискуете жизнью…
— Случается. Лет 5-6 назад зимой поехали на водохранилище "Сорока". Там утонул человек, надо было вытащить труп. Наш спасатель надел водолазный костюм и пополз по льду. Когда лед под ним треснул, он погрузился в воду, нашел тело и поплыл к поверхности, но там образовался ледяной затор. Нам пришлось ломать лед, чтобы он не задохнулся и смог выбраться. Кое-как успели.
— Что вам больше всего нравится в этой работе?
— Момент, когда передаешь спасенного человека в руки медиков или родственников. Однажды мы спасли сразу 28 жизней! С Иссык-Куля возвращался автобус, в котором были отдыхающие, в основном из Казахстана. Машина перевернулась, шесть или семь человек погибли. Мы прибыли на место в десять вечера и работали до пяти утра.
— Люди не могли выбраться сами?
— Знаете, мне не так страшно умереть, как остаться без конечностей. Часто ли происходят такие вещи?
— Всякое бывает… Помню, за "Арча-Бешиком" работало одно предприятие, там вроде бы делали цемент. Мужчина лет пятидесяти поскользнулся, и его нога попала в бетономешалку. Когда ее выключили, пострадавшего все равно не удавалось вытащить. Вызвали нас, мы приехали, освободили ногу, а она как из мясорубки. Мужчина был в шоке, вообще ничего не чувствовал… Ногу, конечно, потом ампутировали.
— Давайте закончим на позитиве. Расскажите о каком-нибудь чудесном спасении.
— Иногда случаются такие ДТП, при которых машина вдребезги, а на людях ни царапины! Несколько лет назад пассажирский поезд столкнулся с КамАЗом…
— Как так? На железнодорожных переездах и светофоры, и шлагбаумы!
— Это произошло за городом, там ничего подобного не было. Водитель большегруза хотел быстро проскочить переезд, но не успел. От удара поезд сошел с рельсов, были пострадавшие и среди пассажиров, и, конечно, в КамАЗе. Но эта серьезная авария не унесла ни одной жизни!