БИШКЕК, 16 ноя — Sputnik. Сегодня, в среду, скандал вокруг белизских документов разросся до того, что в парламент вызвали председателя ГКНБ и генерального прокурора. Депутаты требовали, чтобы им с главной трибуны страны рассказали о деталях дела о якобы заинтересованности трех депутатов в продаже половины акций ЗАО "Альфа Телеком" (торговая марка MegaСom) через оффшор Максима Бакиева.
Как считает ряд нардепов, происходящее — элемент "войны компроматов" между президентом Алмазбеком Атамбаевым и лидером оппозиционной фракции "Ата Мекен" Омурбеком Текебаевым. О ситуации вокруг белизских бумаг предлагаем узнать из материала Sputnik Кыргызстан.
Как все начиналось…
Официальный толчок информация получила 14 ноября, когда председатель ГКНБ Абдиль Сегизбаев доложил президенту о получении на руки трастового документа из Государства Белиз. В нем говорится, что три кыргызстанских политика были заинтересованы в продаже 50 процентов акций MegaCom. Президент в тот же день дал поручение Генеральной прокуратуре проверить эти материалы.
Резонанс в парламенте
Официально опровергнуть все обвинения лидер "Ата Мекена" Омурбек Текебаев решил сегодня на заседании парламента. Не обошлось без политики: "отец Конституции" заявил, что Атамбаев узурпировал власть. Глава социалистов назвал все происходящее "политическими гонениями" и сравнил эти обвинения с "матрешка-гейтом".
"Тогда выяснилось, что это не так (история с "матрешка-гейтом". — Ред.). Жаныш Бакиев и Бусурманкул Табалдиев (на тот момент глава ГКНБ. — Ред.) ушли в отставку. А если и на этот раз так получится, уйдет ли Абдиль Сегизбаев? Он доложил, что ему пришло подтверждающее письмо из Белиза, но представитель этой страны вчера приехал к нам и сказал, что не знает о таком письме", — заявил Текебаев.
На слова атамекеновца немедленно отреагировал полномочный представитель президента в Жогорку Кенеше Молдакун Абдылдаев. Он предложил защищать себя в Генпрокуратуре, а не на трибуне.
"Хочу напомнить кыргызскую пословицу "Вор ест, пока не насытится, а потом клянется до самой смерти". Вместо того чтобы клясться, лучше обратитесь в Генпрокуратуру и защитите себя", — сказал Абдылдаев.
Не смог остаться в стороне и лидер социал-демократов Иса Омуркулов. Он попросил не называть действующий режим диктаторским.
Полемика завершилась на том, что Жогорку Кенеш решил узнать о белизских документах у главы ГКНБ Абдиля Сегизбаева и генпрокурора Индиры Джолдубаевой после обеда.
Правда от Сегизбаева
С главной трибуны страны председатель ГКНБ показал депутатам трастовый документ из Государства Белиз. По его словам, в нем говорится не только о заинтересованности трех политиков в продаже акций MegaCom через оффшор Бакиева, но и том, какая доля кем получена. По словам Сегизбаева, одному досталось 8 процентов от суммы сделки, а другим по 7.
"На апостиле расписались официальные лица верховного суда Белиза. Этот документ не подделка. Честно говоря, мы не ожидали, что он попадет к нам в руки. В ГКНБ это называют оперативной удачей. Я пока не могу сказать, по каким источникам он поступил, но если здесь что-то неверно, готов ответить лично", — заявил депутатам глава госкомитета.
Изначально Сегизбаев не называл имена трех политиков, но после постоянных вопросов депутатов озвучил декларацию о трасте. Информация гласит, что Southfield Management Inc получила 50 миллионов долларов взамен акций ЗАО "Альфа Телеком". А три бенефициара получают доли акций в компании.
- Первый бенефициар — господин Омурбек Чиркешович Текебаев, родился 22 декабря 1958 года, гражданин КР, паспорт, указана серия, выдан 10 июля 2006 года. Получает долю 8 процентов от выпущенного капитала;
- второй бенефициар — Аида Женишбековна Салянова, родилась 7 августа 1972 года, гражданка КР, держатель паспорта, номер указан, 6 июня 2008 года выдан. Получает 7 процентов от выпущенного капитала;
- третий бенефициар — господин Алмамбет Насырканович Шыкмаматов, дата рождения — 21 октября 1969 года, гражданин КР, паспорт выдан 7 декабря 2006 года. Получает долю 7 процентов от выпущенного капитала.
Дата прекращения действия трастового договора — 1 января 2015 года.
"Этот договор расценивается как завещание и не нуждается в подписи получающей стороны. А компании Southfield уже не существует. Такие фирмы долго не живут, они создаются для махинаций", — сказал Сегизбаев.
Оценка Генеральной прокуратуры
Несмотря на поднявшуюся шумиху, представленные документы находятся на стадии проверки. Речь о совершении преступления и об обвинении кого-либо пока не идет, пояснила генпрокурор Джолдубаева. Она напомнила, что президент поручил проверить подлинность представленных документов.
"Обсуждать этот вопрос бессмысленно, так как надзорный орган не может дать ответы. Все обстоятельства дела будут известны только по окончании проверки", — объяснила Джолдубаева депутатам.
Пока одни парламентарии пытались выудить из генпрокурора информацию, другие обратили внимание на слова Сегизбаева о том, что 1 января 2015 года срок действия трастового договора истек. По мнению нардепа Исхака Масалиева, если документы утратили силу, значит, преступления не было. То же подтвердила депутат от фракции "Бир Бол" Чолпон Джакупова.
Исходя из слов генпрокурора и двух депутатов, следует полагать, что наказания за скандалом с белизскими документами не последует. Однако в парламенте этому разбирательству хотят придать дальнейший импульс, создав депутатскую комиссию по расследованию продажи половины акций MegaCom.