00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Будет ли "водная война" при новом президенте Узбекистана. Мнение эксперта

Подписаться
Политический эксперт рассказал Sputnik Узбекистан, как, по его мнению, будет выстраивать отношения с соседями новый глава республики.

Иннокентий Адясов, политэксперт, специально для Sputnik Узбекистан.

© © SputnikПолитический эксперт Иннокентий Адясов
Политический эксперт Иннокентий Адясов - Sputnik Кыргызстан
Политический эксперт Иннокентий Адясов

Вполне ожидаемо, что еще до проведения выборов президента в РУз эксперты задаются вопросом, как будет выстраивать свои отношения с соседями новый глава этой центральноазиатской страны. 

Основой данных отношений, безусловно, станет решение так называемой "водной проблемы" — распределение ресурсов между водно-избыточными Таджикистаном и Кыргызстаном, которые пытаются реализовать амбициозную программу строительства ГЭС в верховьях рек, и Туркменистаном и Узбекистаном, которые категорически против таких планов. 

У всех свои "водные интересы" 

Последствия сильной засухи в Индии. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Ядерная война может развязаться из-за воды — ученые
Казахстан, не вступая в публичные споры, строит собственную систему водоснабжения, пытаясь использовать ресурсы окружающих горных массивов. Астана старается избежать лишних скандалов при решении "водной проблемы" с соседними странами, но проблема обеспечения питьевой водой стоит перед РК крайне остро. По водообеспеченности Казахстан занимает последнее место в СНГ в расчете на душу населения. Ресурсы поверхностных вод республики в средний по водности год составляют 100,5 кубических километра; из них только 56 кубических километров формируются на территории Казахстана. 

Кыргызстан и Таджикистан — страны так называемого "верхнего течения", что позволяет им регулировать сток для всех остальных центральноазиатских государств. Если Бишкек контролирует бассейн Сырдарьи, то Таджикистан — Амударьи. 

Казахстан, по данным Национального института стратегических исследований РК, зависит от речного стока извне на 42 процента, Узбекистан — на 77, а Туркменистан — на 94. При этом на страны "нижнего течения" приходится основная доля запасов углеводородного топлива. 

Во времена Советского Союза существовала централизованная система, регулировавшая водно-энергетический баланс с приоритетом на ирригацию: избыток электроэнергии летом направлялся в энергосистему Центральной Азии, чтобы ее могли использовать Казахстан и Узбекистан. Последние зимой отправляли ископаемое топливо в республики "верхнего течения", чтобы покрыть их энергодефицит. 

С развалом союза эта система была разрушена, и каждая из стран ЦА, несмотря на многочисленные декларации о сотрудничестве, стала решать "водную проблему" самостоятельно, исходя из своего видения ситуации. 

Таджикистан перекрывает Вахш 

29 октября Таджикистан приступил к перекрытию русла реки Вахш и началу строительства плотины Рогунской ГЭС. Власти республики сделали все возможное, чтобы привлечь к данному событию самое широкое внимание как таджикской, так и международной общественности, а главное — потенциальных инвесторов. 

Рукопожатие. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстан — Узбекистан: перезагрузка…
Эта стройка имеет весьма долгую историю — первое пробное перекрытие произвели еще в 1987 году. Рогунская ГЭС должна была стать ядром формирующегося нового индустриального района в советской Средней Азии. 

Тогда руководство УзССР всячески поддерживало это решение. Но, получив независимость, бывшие союзные республики стали по-новому смотреть на мегапроект. Для пережившего войну Таджикистана строительство Рогунской ГЭС стало основным национальным проектом — он способен обеспечить полную энергетическую независимость и возможность получать столь нужную для Душанбе валюту за счет экспорта дешевого электричества. А для Ташкента этот проект означает огромные проблемы, причем не только в сельском хозяйстве — он вообще может серьезно осложнить жизнь в РУз. 

Как следствие, первый президент Узбекистана Ислам Каримов сделал все, чтобы проект строительства Рогунской ГЭС не был реализован. В ход шли любые аргументы: от блокады железной дороги, ведущей в соседнюю страну, до угрозы применения военной силы. 

Кроме того, в 2004 году правительство РУз, не дожидаясь урегулирования отношений с соседями, приняло решение о строительстве в Ферганской долине новых водохранилищ для сезонного перераспределения стока Сырдарьи. По официальной информации ЕЭК ООН, с 2007 года в бассейне Аральского моря на территории Узбекистана построены и действуют 54 большие плотины с водохранилищами с полезным объемом воды более 100 кубических километров. 

Понятно, что Душанбе стремится "застолбить" право на возведение Рогунской ГЭС именно в момент передачи власти в Узбекистане, причем руководство Таджикистана явно рассчитывает на молчаливую поддержку Москвы и, возможно, Астаны как своих союзников по ОДКБ. 

Что может сделать новый президент Узбекистана? 

Мужчина несет национальный флаг Узбекистана. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Узбекская "оттепель" — радужные перспективы и суровая реальность для КР
Вопрос очень непростой. С одной стороны, новый лидер должен будет продемонстрировать свою непреклонность в защите интересов республики в столь сложной и неоднозначной "водной проблеме". С другой стороны, вряд ли президент в момент, когда страна находится в непростом экономическом положении, будет готов к использованию резких рычагов давления, включая применение военной силы против Таджикистана и, возможно, Кыргызстана для замораживания строительства ГЭС. Как уже говорилось, Таджикистан — член ОДКБ, а Кыргызстан — член ОДКБ и ЕАЭС. 

Нельзя не учитывать и проблемы водоснабжения Казахстана. Как представляется, выход один — многосторонние переговоры в рамках СНГ или ЕАЭС ради поиска алгоритма использования водных ресурсов Центральной Азии.

К этому процессу могут быть привлечены и основные инвесторы ГЭС, способные дать гарантии непрерывного финансирования указанных объектов после достижения компромиссных соглашений. 

Согласно прогнозу ЦРУ, уже через несколько лет Центральноазиатский регион станет ареной военных действий именно из-за проблемы контроля над водными ресурсами. Очень не хотелось бы столкнуться с этим в действительности, но, к сожалению, при сохранении нынешних подходов к "водной проблеме" такое развитие событий исключить нельзя.

Как выглядит с высоты главная энергетическая опора Кыргызстана — Токтогульской ГЭС смотрите на видео Sputnik Кыргызстан>>

Лента новостей
0