00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
07:00
3 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
4 мин
Экономикалык панорама
17:04
39 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
On air
18:58
1 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
4 мин
Күн башат
Кыргызстандагы жана ЕАЭБдеги эмгек миграциясы кандай өнүгүп жатат — демографиялык саясат кантип жөнгө салынышы керек?
07:05
46 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 08:00
08:00
4 мин
Утро хорошего дня
Роль искусства в Великой Отечественной Войне - как творчество помогало фронтовикам
08:04
40 мин
On air
08:57
1 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
5 мин
Күн башат
Саламаттык сактоо тармагында реформа кандай натыйжа берип жатат?
09:05
43 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
Максимальный репост
On air
16:05
2 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Сайтка саресеп
On air
17:05
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Тема дня
On air
18:07
30 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Период полураспада, или Чего добилось СНГ за 25 лет

© Пресс-служба правительства / Сабыр АильчиевЗаседание Совета глав правительств стран СНГ в городе Минск
Заседание Совета глав правительств стран СНГ в городе Минск - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Четверть века назад Советский Союз прекратил свое существование как государство и субъект международных отношений. На карте мира появились 15 новых стран, получивших членство в ООН, и еще несколько образований, имеющих ограниченное признание или не имеющих его вовсе.

Каждое из государств прошло сложный путь национального строительства и международной легитимации. Этапы большого пути специально для Sputnik Беларусь проанализировал Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета. 

© Sputnik / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанкДоцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов
Сергей Маркедонов - Sputnik Кыргызстан
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов

Интеграция: Европа vs Евразия 

Три республики бывшего СССР вступили в НАТО и Европейский союз. Сегодня экспертный и политический мейнстрим Латвии, Литвы и Эстонии — это признание завершенности переходного периода и внешнеполитического выбора. Элиты данных стран воспринимают себя как неотъемлемую часть Запада, а не постсоветского пространства. 

Флаги СССР и США - Sputnik Кыргызстан
США не справились с ролью мирового лидера после распада СССР — опрос
Некоторые бывшие союзные республики (Грузия, Украина) выступают за интенсификацию евроатлантической интеграции и рассматривают свое членство в НАТО и ЕС как стратегический приоритет. Этот выбор активно поддерживается грузинским и украинским руководством даже вне зависимости от позиции самих стран — участниц Североатлантического альянса и Евросоюза, среди которых так и не сформировалось единое мнение относительно интеграционных перспектив Тбилиси и Киева. 

В то же время некоторые новые постсоветские государства (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) пытаются сформировать альтернативу евроатлантическому проекту в виде евразийской интеграции, в которой ведущая роль принадлежит России. 

Политические качели 

Впрочем, было бы заведомым упрощенчеством сведение внешнеполитических маневров на просторах бывшего СССР к выбору между НАТО и Евросоюзом с одной стороны и ОДКБ и Евразийским экономическим союзом с другой. 

Некоторые страны постсоветского пространства пытаются проводить "политику качелей", не присоединяясь ни к одному из интеграционных объединений и предпочитая двустороннюю модель отношений с партнерами. К таковым можно отнести Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и с некоторыми оговорками Молдову. 

Активно развивая отношения с ЕС, Кишинев в то же время не отказывается от своего нейтралитета и пытается найти оптимальную модель взаимодействия с Россией, имеющей значительное влияние как внутри республики (особенно в Гагаузии), так и на процесс урегулирования приднестровского конфликта.

Конкурентная площадка и невнятные позиции 

Главный редактор журнала Россия в глобальной политике, директор по научной работе Международного дискуссионного клуба Валдай Федор Лукьянов. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Лукьянов: страны бывшего СССР не заинтересованы в распаде СНГ
Таким образом, за 25 лет, прошедших с момента подписания Беловежских соглашений, пространство некогда единого государства значительно фрагментировалось. Даже в интеграционных структурах (в данном случае не важно, группируются ли они вокруг России или в поисках противовеса политике Москвы) бывает трудно или почти невозможно достичь полного единства взглядов. Достаточно вспомнить разночтения в отношении членов ОДКБ к ситуации в Нагорном Карабахе, эскалации вооруженных инцидентов на армяно-азербайджанской границе или к украинскому кризису. 

И напротив, государства — члены ГУАМ (Организация за демократию и развитие, созданная в противовес пророссийским объединениям) не продемонстрировали полного единства рядов во время "пятидневной войны" 2008 года или событий в Крыму и Донбассе. 

Свои интересы на просторах бывшего СССР обозначили такие важные международные игроки, как США, Европейский союз (и отдельные страны Европы), КНР, Япония, Турция, Иран, международные интеграционные структуры и транснациональные корпорации. При этом их присутствие детерминировано не только устремлениями самих игроков. 

В участии внешних сил по тем или иным причинам видят свою выгоду и новые национальные элиты постсоветских стран. Как следствие — превращение территории некогда единого государства в конкурентную площадку. 

"Замороженные конфликты" 

Распад СССР прошел отнюдь не в строгом соответствии с границами, сформировавшимися в советский период. Многие новые независимые государства, включая Россию, столкнулись с сепаратистскими вызовами и пережили этнополитические конфликты. Далеко не все эти противостояния уже разрешены. 

Жизнь в Кыргызстане и СССР. На что хватало средней зарплаты тогда и сейчас - Sputnik Кыргызстан
Жизнь в Кыргызстане и СССР. На что хватало средней зарплаты тогда и сейчас
Долгие годы конфликты на территории некогда единой страны называли "замороженными". Но этот термин трудно считать адекватным применительно к нагорно-карабахскому конфликту или продолжающемуся противоборству в Донбассе. Апрельская эскалация 2016 года в Карабахе не была случайностью или сюрпризом, ей предшествовали многочисленные инциденты и повышение градуса двустороннего противоборства в течение многих не только месяцев, но и лет. 

О минских соглашениях по Донбассу сегодня не говорит только ленивый, однако при этом забывается, что изначально "дедлайном" для их выполнения был обозначен конец 2015 года. Между тем завершается 2016-й, но прогресс не кажется легко достижимым. 

Более всего под определение "замороженный конфликт" подпадает ситуация в Приднестровье. Однако и там предпринимаются попытки изменить статус-кво, особенно с украинской стороны. После победы на президентских выборах в Молдове лидера социалистов Игоря Додона появляется робкий шанс на то, что этот тренд не получит дальнейшего развития. 

Территориальная целостность и право на самоопределение 

Как бы то ни было, в результате постсоветских конфликтов появились де-факто образования, либо получившие ограниченное международное признание (Абхазия и Южная Осетия), либо не имеющие его вовсе (Нагорный Карабах, Приднестровье, республики Донбасса). 

Последний председатель ЦК Компартии Киргизской СССР по идеологии и первый председатель Верховного Совета уже независимого Кыргызстана Медеткан Шеримкулов. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Что власти "новорожденного" Кыргызстана скрывали от Москвы? Беседа о прошлом
В российском случае имел место сложный и противоречивый опыт интеграции непризнанной республики, находившейся в течение шести лет вне юрисдикции центральной власти. И до сих пор Чечня остается единственным случаем возвращения де-факто отколовшейся территории под контроль центра. 

В итоге к настоящему времени изначальные условия распада некогда единого государства, обозначенные в Беловежских соглашениях и Алма-Атинской декларации 1991 года, не адекватны действительности. 

Принцип нерушимости межреспубликанских границ был уже неоднократно нарушен. Созданы прецеденты признания независимости не только бывших союзных, но и автономных образований, а также изменения юрисдикции территории одной страны в пользу другой. Присоединение Крыма к России стало важным символом не только для внутренней российской политики, но и для отношений между РФ и Западом. 

Однако сама коллизия между территориальной целостностью, сконструированной в советские времена, но не обеспеченной должным образом новыми независимыми государствами, и стремлением населения автономных образований к самоопределению, была открыта не в 2014 году, а гораздо раньше. И дискуссия на эту тему, скорее всего, завершится не завтра. 

Процесс распада еще не завершен 

Между тем само существование де-факто образований ставит чрезвычайно актуальные вопросы. 

Режиссёр, сценарист и заслуженный деятель искусств Кыргызской ССР Геннадий Базаров. - Sputnik Кыргызстан
Мы могли бы жить в небоскребах — Геннадий Базаров о распаде СССР
Можно повторять как мантру слова о территориальной целостности Грузии, Украины и Молдовы, но куда как продуктивнее задуматься о том, что в случае согласия с фактом такого единства нам придется допустить, что никакого консенсуса относительно грузинского вступления в НАТО или прозападных перспектив Киева и Кишинева не существует. Зато реален раскол среди граждан новых независимых стран — часть из них видит гарантом своей безопасности не Брюссель, а Москву. 

Именно поэтому говорить о полном завершении процесса распада СССР не представляется возможным. Принять данный тезис — не значит согласиться с необходимостью восстановления советского колосса. 

Просто в спорах и дискуссиях о наследии былого и перспективах изменений на просторах бывшего союзного государства необходимо осознать, что подписание Беловежских соглашений стало лишь первым, процедурно-юридическим шагом в процессе распада. Оно стало констатацией того, что единой страны больше нет, а на ее месте возникают новые образования. Но никакая самая блестящая формально-правовая декларация не может сделать многоэтническое и многосоставное государство (к тому же перегруженное внутренними противоречиями и конфликтами) состоятельным и эффективным. 

Никакая профессиональная работа юриста не в состоянии сделать граждан одной страны едиными в понимании перспектив своего будущего. Все эти процессы растягиваются на годы. Они требуют высокого качества элит, экспертных сообществ и гражданских активистов. В противном случае неизбежны негативные последствия "болезни роста" в процессе обретения государственной субъектности. 

Заседание Совета глав государств – участников СНГ - Sputnik Кыргызстан
Трагедия или праздник — СНГ исполняется 25 лет
За период 1991–2016 годов мы стали свидетелями большого количества таких проявлений. И сегодня, через 25 лет после подписания Беловежских соглашений, крайне актуальной задачей является формирование подлинно новой государственной повестки, не связанной исключительно с "расчетами" СССР и соседскими спорами. 

Состоятельность и эффективность национального строительства, прежде всего его адекватность, до сих пор остаются важнейшей предпосылкой того, что процесс распада и обретения нового качества государственности будет завершен.

Лента новостей
0