Михаил Горбачев 25 декабря 1991 года объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. На следующий день Советского Союза не стало, а 15 союзных республик, в том числе Кыргызстан, обрели независимость.
Известный режиссер и сценарист Геннадий Базаров поделился своими воспоминаниями и поностальгировал о жизни в стране советов.
— Какими вы помните последние пять лет до развала Советского Союза?
— В то время я работал режиссером-постановщиком на киностудии "Кыргызфильм". Это были годы перестройки, благодаря которой немного ослабла цензура и появилась возможность снимать авторские фильмы по вновь написанным повестям. "Приют для совершеннолетних" была экранизирована первой. До этого я три года пытался добиться утверждения сценария, и вот удалось — Москва поддержала.
— Были ли вас предчувствия, что большую многонациональную державу ждет развал?
— Я ничего не предчувствовал. Хотя везде пишут, что все шло к тому: мол, экономика ослабла, технически мы отставали… Я совершено не разбираюсь в экономике. Просто жил в Советском Союзе, и вдруг мне сказали, что его нет.
— Помните день, когда услышали эту новость? Как отреагировали?
— Конечно, помню. Я только закончил съемки фильма "Аномалия" и собрался презентовать его в Госкино. Позвонил в Москву и спрашиваю: "Мне лететь сдавать картину?". Ответ был более чем неожиданным: "Никуда лететь не нужно. Госкино как такового больше нет, как и Советского Союза". Фильм в итоге показали всего в нескольких кинотеатрах Кыргызстана, хотя тогда работало около 300.
Дальше происходило все то, что мы предвидели в фильме "Заговор". Киностудия закрылась, потому что финансировать ее было некому. Весь штат сотрудников — режиссеры, операторы, художники и остальные — официально стали безработными людьми…
— Наверное, стало ясно, что прежней жизни уже не будет. Но в первую очередь вы были семейным человеком, которому надо было собрать волю в кулак и содержать семью. Нашли выход из ситуации?
— А разве вам, творческому человеку, с распадом СССР не стало легче дышать? Цензура-то исчезла…
— О чем вы?! Наступил хаос. Да, мы избрали первого президента, потом появились первый премьер, Жогорку Кенеш и министры. Но выяснилось, что в общем-то Кыргызстан — маленькая и совсем не богатая страна, и на субсидирование кино денег больше нет. Государство пыталось выделять какие-то средства… до сих пор пытается, но это крохи. Если раньше мы каждый год снимали по три фильма, то сейчас один — уже хорошо. И оставшихся профессионалов можно по пальцам пересчитать, я в свои 74 года самый молодой.
Помню разговор с Акаевым на встрече с представителями творческой интеллигенции. Я ему:
"Аскар Акаевич, надо хотя бы один раз в два года отправлять студентов на обучение во ВГИК. Надо воспитывать будущие кадры, есть ведь возможность". Он отвечает: "Да-да, конечно". По привычке он со всем соглашался…
— Политическая ситуация в стране как-то повлияла на ваше творчество?
— В моих фильмах и повестях никогда не было места для политики, я всегда поднимал только социальные проблемы. Мои герои — бомжи, проститутки и бездельники, философствующие о жизни.
— Вы стояли у истоков зарождения "кыргызкого чуда", расскажите, в чем секрет кинематографов тех лет?
— Мы были полны оптимизма, мечтали снимать хорошие фильмы, любить и приносить хоть какую-то пользу родине — вот и весь секрет. Цензуру воспринимали не как помеху, а как возможность подкупить зрителя свежей и оригинальной трактовкой идей.
Я часто вспоминаю интервью Федерико Феллини, который сказал интересную вещь: "Художник всегда должен преодолевать какие-то трудности, преграды. Это стимулирует его, и он начинает искать. А там, где нет препон, он теряется".
Цензура говорила "нет", и мы начинали думать, как сделать, чтобы было "да". Писатели прятали заветные мысли между строк, кинематографисты — в каких-то образах и символах.
— Не приходилось ли вам встречаться после развала союза с теми, кто когда-то заявлял это самое "нет"? Что говорили обидчики в свое оправдание?
— В последние годы я часто встречаюсь с некоторыми чиновниками того времени, они намного старше меня. Да, отвечая на мой вопрос "почему?", они признаются: "Гена, ну мы же были в плену системы. Мы видели, что это талантливая повесть или фильм, видели! Идиоты мы, что ли? Но была система, было предписание… Мы лишь честно отрабатывали свою зарплату".
— Что, по-вашему, Кыргызстан потерял или упустил вместе с развалом Советского Союза?
Мы утратили прирожденное чувство интернационализма и больше не можем с гордостью сказать "мы — граждане СССР", будучи уверенными, что нас примут как своих. Ведь многие сейчас даже не знают, где искать Кыргызстан на карте…
— Мне почему-то вспоминается репортаж с XXII летних Олимпийских игр, когда все трибуны плакали под песню "До свидания, наш ласковый Мишка", а советские чемпионы с честью склоняли головы на пьедестале…
— Тогда все стояли за родину горой, спортсмены соревновались за отечество, а не за деньги. Я помню, как плакала Людмила Пахомова, когда стала олимпийской чемпионкой по фигурному катанию. Мы смотрели Олимпиаду по телевизору и тоже прослезились от радости. Это было потрясающее время…
— Можете описать Советский Союз тремя словами?
— Это была просто великая держава. Что еще я могу сказать?..
Кому при Советском Союзе было жить хорошо, смотрите в инфографике Sputnik Кыргызстан>>