БИШКЕК, 9 дек — Sputnik. Жители села Ак-Добо Аксыйского района устанавливают электронные счетчики электроэнергии за свой счет, сообщил корреспонденту Sputnik Кыргызстан глава сельской управы Азамат Асанов.
В 2012 году президент Алмазбек Атамбаев подписал закон, где четко прописано, что счетчики должны устанавливаться за счет энергокомпаний.
Фабула
"Сотрудники РЭС Аксыйского района за установку электросчетчиков взимают плату с населения. Цены варьируются от 800 до 1 500 сомов, а с некоторых жителей требовали до 4 тысяч. При этом ни одному сельчанину не выдали квитанцию об оплате, пользуясь тем, что жители не обратили на это внимания", — сказал Асанов.
Житель этого же села Нурсултан Турдалиев сообщил, что при установке счетчиков заплатил 1 800 сомов за провода.
"Я обратился в РЭС с просьбой установить счетчик. Сотрудники заявили, что мне необходимо купить электрические провода и короб для счетчика. Пришлось идти на базар и покупать. Все это мне обошлось в 1 800 сомов. Только после этого счетчик установили бесплатно", — сказал Турдалиев.
Глас общественности
По словам лидера общества "Объединение молодежи Аксы" Мирбека Мунарбека, подобная проблема встречается не только в Аксыйском, но и в других районах Джалал-Абадской области.
"Мы не раз об этом писали в социальных сетях. Жители других районов тоже об этом говорят. Но чтобы обратиться в судебные инстанции, хотим полностью уточнить и проверить факты незаконного взимания оплаты", – сказал Мунарбек.
Депутатское слово
Такого же мнения и один из авторов закона о бесплатной установке счетчиков депутат Жогорку Кенеша от фракции "Республика — Ата-Журт" Максат Сабиров.
"Электроэнергия — это товар, и в случае его продажи мы просили устанавливать счетчики бесплатно. По закону вся установка должна быть бесплатной. А отсутствие денег в бюджете — не повод брать у людей деньги за установку или за те же провода. Это в корне неправильно", — сказал депутат.
"Ко мне поступали подобные обращения. В ОАО "Жалалабатэлектро" тоже просят население оплачивать установку счетчиков. Я поднимал эту проблему на заседании комитета, и мы уже вызвали главу Национального энергохолдинга и руководство "Жалалабатэлектро". Пусть дадут ответ. К примеру, "Северэлектро" все устанавливает за свой счет. Так что действия энергетиков противозаконны", — сказал Рыспаев.
Мнение эксперта
По мнению эксперта в сфере энергетики Расула Умбеталиева, у специалистов, устанавливающих электросчетчики, есть заинтересованность во взимании дополнительной платы.
"По закону электросчетчики и услуги по установке оказываются безвозмездно, то есть бесплатно. Требование оплаты за пломбы, провода — это просто желание электриков вытянуть деньги", — сказал эксперт.
Ответ энергетиков
В свою очередь в "Жалалабатэлектро" заявили, что данная практика вполне законная.
Глава измерительно-вычислительной службы компании Жайлообек Мамажанов отметил, что есть специальный прейскурант на различные виды работ и услуг.
"У нас счетчики и провода предоставляются населению бесплатно. А на услуги Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса установило специальные цены. Согласно этим тарифам мы и взимаем плату с населения", — сказал Мамажанов.
Глава отдела установки тарифов Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Миргуль Айдарова пояснила, что тарифы установлены только для новых абонентов и к старым не применяются.
"Установленные тарифы предназначены для новых абонентов, но даже в этом случае провода и счетчики им предоставляются бесплатно. Но если дом абонента находится более чем в 100 метрах от линий электропередачи, то с него взимается дополнительная плата за каждый метр сверх установленной нормы. По поводу жалоб мы обязательно свяжемся с "Жалалабатэлектро" и проверим все факты", — сказала Айдарова.
"Мы работаем исключительно по прейскуранту "Жалалабатэлектро". Например, замена счетчика стоит всего 200 сомов, а сам счетчик и провода предоставляются бесплатно. Кто заплатит лишнее, прежде чем поднимать шум и писать журналистам, пусть сначала лично мне сообщит. Я с теми, кто вымогает деньги, буду разбираться жестко", — сказал Байназаров.
При этом на вопрос, должны ли платить только новые абоненты, а старые нет, он сослался на занятость и заявил, что даст ответ позже.
Редакция Sputnik Кыргызстан будет следить за развитием ситуации.
Передать информацию о событиях, происшествиях и новостях можно на наш WhatsApp-канал по номеру +996 706 566 544.