Хочу посмотреть список матерных слов. Не верите? А мне действительно этого хочется. По крайней мере, тех слов, которые знают отечественные парламентарии.
Это, может быть, неприличное желание возникло у меня не случайно. На днях законодатели порешили, что гражданам совсем не пристало использовать в своей речи нецензурные слова. Они и раньше так думали, но теперь хотят внести в Кодекс об административной ответственности КР пункт, согласно которому произнесение вслух непристойных слов и выражений приравнивается к мелкому хулиганству.
А как судьи, которым придется устанавливать меру ответственности для таких хулиганов, должны определять, действительно ли произнесенное ими подпадает под статью, влекущую и штраф, и принуждение к общественным работам, и даже административный арест до пяти суток? За какое именно словечко можно попасть за решетку, а за какое — отделаться штрафом? Неужто теперь на юридических факультетах вузов придется изучать матерщину?
Эти вопросы далеко не праздные, как может показаться на первый взгляд. Парламентарии должны четко прописать в законе каждую букву, чтобы судьи потом не вертели этим законом, как им заблагорассудится. Нынче же служители Фемиды весьма вольготно пользуются несовершенством законодательства: трактовка ими тех или иных положений напрямую зависит от размера благодарности подсудимого.
Вернемся к нехорошим словам. Думаю, было бы нелишним, если бы нам пояснили, мат на каком языке будет считаться вне закона. Чтобы угодить в суд, обязательно надо ругаться на государственном языке? Или на официальном тоже можно? А что делать с теми, кто будет выражаться, например, по-английски или по-китайски? Или "факать" разрешается?
Я уже упоминала, что материться в общественных местах нельзя было и раньше. Но, как пояснили в судах, за последние годы ни одно дело, связанное с публичной нецензурщиной, не рассматривалось. Возможно, ни стражи порядка, ни судьи действительно не знают, какие слова у нас под запретом.
Ладно, не буду о грустном. Главное, как опять же сформулировали нардепы, не появляться в общественных местах в состоянии, "оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность". Может быть, надо разъяснить и про общественную нравственность? В наше время люди трактуют ее совсем по-разному. Хотя, если законы творят люди далекие от юриспруденции, каждый гражданин волен сам догадываться, о чем думают парламентарии. Вдруг они хотели как лучше? А получилось, как получилось…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции