Но, чтобы поднять в небо высокотехнологичный самолет, работы одного пилота недостаточно. Следить за качеством полета, устранять и предотвращать неисправности на борту, предотвращать аварии — это труд бортинженера.
С Рустамом Жусупбековым, бортинженером президентского самолета, побеседовала корреспондент Sputnik Кыргызстан Гульдана Талантбекова.
— В моем понимании бортинженер — это человек, который переключает всякие кнопки и следит за цветными лампочками. В чем же на самом деле заключается ваша работа?
— Название профессии идет с тех времен, когда самолеты были винтовыми. Сегодняшний лайнер — это суперсовременный борт, где всем управляет компьютер. Под нашим контролем техническая часть судна, мы же устраняем неполадки.
— Думаю, поломка двигателя в небе — это очень страшно. А вы сталкивались с такой ситуацией?
— В 1992 году я летел в Дубай на грузовом самолете Ил-72. На полпути, когда мы были уже над Ираном, один из двигателей начал работать нестабильно и машину стало трясти.
Как выяснилось, отказала первая гидросистема, давление в ней опустилось до нуля. Я доложил командиру о ситуации, он решил возвращаться в Бишкек. Его голос дрогнул… Хорошо, что мы летели на грузовом, а не на пассажирском судне. Конечно, можно было приземлиться в иранском аэропорту, но тогда возникли бы трудности с запчастями.
— А с аварийными ситуациями сталкивались?
— Однажды летели на Ту-134 в Челябинск. Тогда в нашу команду прислали второго командира, он таким веселым и разговорчивым оказался — весь полет что-то рассказывал, смешил нас. В какой-то момент этот человек случайно нажал клавишу пульта управления вибрацией, и загорелась аварийное табло "Отказ всех двигателей"… Понервничали мы тогда, конечно, сильно. К счастью, удалось оперативно устранить неполадки.
— Когда на земле идет снежная буря, все прячутся по домам. А как стихия влияет на полет?
— О прогнозах синоптиков экипажи должны быть извещены заранее. Если ожидаются плохие погодные условия, командир самолета никогда не пойдет на риск. Но если ты уже в небе, принимаются другие решения — или облететь бурю, или идти в "болтанку".
— Но самолет же ведут и наземные службы…
— Совершенно верно. Был у меня один случай. Мы собирались приземлиться в аэропорту Дубая и, как полагается, держали определенную дистанцию с бортом, который первым шел на посадку. Вдруг позади нас оказался огромный Боинг-747. В доли секунды нам удалось снизить высоту и уйти от столкновения, пропустив лайнер над собой. Так что и диспетчеры могут ошибаться.
— На советском Ту-154, который принадлежит правительству. В экипаже два пилота и два бортинженера. Пилот борта №1 — Турар Исмаилов, а главный штурман — его отец Таалай Исмаилов. Бортинженеры лайнера — я и мой коллега. Самолет своевременно ремонтируется и тщательно проходит все проверки, ведь он перевозит президента и членов правительства.
— Все думают, что летчики прилично зарабатывают. Это так?
— Платят нормально, не жалуюсь (смеется). Специалисты-бортинженеры сейчас в "дефиците", так как многое автоматизировано. Но наши зарплаты не стоит сравнивать с заработком сотрудников международных авиакомпаний.
— Свои полмира уже облетели?
— Я побывал во многих странах, но в США, Австралии и Японии еще не был. Хотелось бы и туда слетать.
— Ваш самый длительный полет?
— Сейчас время полетов значительно сократилось, например, в Ош можно попасть за 40 минут. Самый длинный маршрут я проделал на Ил-76 из Бишкека в Судан — тогда пришлось лететь 10 часов.
— Почему вы стали бортинженером, а не пилотом?
— Я мечтал о небе, как все мальчишки, и планировал стать пилотом. Но мне не хватило одного года, чтобы попасть в летний вуз, так как школу я окончил в 17, а туда принимали с 18 лет. Тогда по совету родителей поступил в авиационный институт на специальность "бортинженер".
— Сын пошел по вашим стопам?
— Да. Видимо, повлияло то, что он с малых лет часто летал со мной. После школы заявил, что пойдет учиться на пилота. Сейчас он командир Boeing.
— Пять лет назад в Минске потерпел крушение Як-42 с хоккейной командой на борту. В катастрофе погибли 44 человека, выжил только бортинженер Александр Сизов. Несмотря на трагедию, он не ушел из профессии, потому что "очень много отдал ей". Неужели работа бортинженера так интересна?
— Стрессы? Экипаж ругается?
— Да, такое не редкость — мы ведь тоже люди. Настроение экипажа играет большую роль в полете. Во время двух-трехчасового рейса такого не случается, а вот когда находишься в небе дольше, стресс дает о себе знать. Даже шутки становятся не по душе. Поэтому стрессоустойчивость — важный фактор при отборе членов экипажа.