А потом я позвала на интервью телеведущего Ниязбека Абазганова с НТС. Думаю, надо было у телекомпании хотя бы шоколадку потребовать — столько пиара, мама дорогая!
Ниязбек — ведущий программы "Мозги на вынос". Он задает гостям странные вопросы и ведет себя в высшей степени неадекватно. Образ такой.
— Я попыталась написать вопросы в твоем духе…
— Так и думал, что это будет первый случай, когда мне начнут выносить мозги.
— Но я не умею так, как ты…
— Да-да, я понимаю.
— Почему Нияз Абазганов круче Урганта?
— Не круче. Как минимум потому, что он не знает о моем существовании.
— Мне сказали, что ты круче и что ты вообще лучший телеведущий в мире.
— Возможно, да.
— Твоя передача называется "Мозги на вынос". А кто у вас в команде базилярный синус?
— Косвенный косинус у нас базилярный синус.
— Все, хватит. Бред какой-то! Давай о чем-нибудь нормальном поговорим. Помнишь, ты приходил на НБТ, когда я еще там работала, и делал передачу…
— "Дебитл"… "Дебатл"! Этакое молодежное ток-шоу, где люди спорили на какие-то социальные темы. Одни, например, утверждали, что курить в общественных местах можно, другие — что нельзя. Я сталкивал их лбами, если получалось, а в конце выносил вердикт, кто прав. Думаю, это был неудачный пример ведения телепередачи. Мне ужасно не нравилось.
— Мне тоже. Зачем ты полез в этот провальный проект?
— "Дебатл" был моей стажировкой, я тогда еще учился в университете. Не понимал, что делаю. По сути, это было нужно мне для практики. Когда я защищал диплом, тупо скачал передачу, воткнул флешку в компьютер перед комиссией и сказал: "Давайте рассмотрим ошибки ведущего". Все начали хлопать.
— Когда ты пришел на НБТ…
— Здесь можно говорить про НБТ?
— Почему нет?
— Хорошо… НТС! НТС! (кричит)
— Когда ты пришел на НБТ и отснял первую передачу, почувствовал себя популярным?
— Господи, я знал, что такой вопрос будет! Абсолютно нет. Вообще.
— Всем скажу: идея не моя, это аналог американской программы "Between two ferns". Мне было интересно, как воспримут такой формат наши звезды и местная публика. Первые выпуски вызвали очень болезненную реакцию, а сейчас люди уже пишут: "Классно!", "Подписываюсь!", "Это самый лучший канал!".
— А руководство как отреагировало?
— Были опасения, что люди не поймут. Некоторые выпуски не вышли в эфир, они только для Интернета. Но первый критик — это я сам. Бывало такое, что мне даже в YouTube было стыдно видео выкладывать.
— Гости вообще охотно соглашаются на интервью?
— Не все. Например, не пришел Нурлан Насип — второй по популярности певец после Мирбека Атабекова. Он просто больше на южную аудиторию ориентируется… А Атабеков придет, хотя он очень занятой человек.
— Знаю. Я с ним три месяца об интервью договаривалась.
— Я связался с ним через жену, мы вместе играли в КВН. Она сказала: "Я показала мужу передачу, и он сначала возмутился: что за грубый ведущий!". Потом передумал…
— А кого ты позвал первым?
— Жана Воинова.
— Жан — человек творческий, ранимый. Мне показалось, что он был в шоке.
— Да, так и было. Он не совсем понял суть передачи. Но отношения у меня ни с ним, ни с другими гостями не испортились.
— Что он тебе сказал после эфира?
— Сказал: "Давай, бро! Я поехал".
— Как вам удается всегда быть в образе? Не засмеяться, например.
— Сейчас я стал экспериментировать. Примеряю какие-то образы, где-то уже смеюсь. Не сильно — концепция не позволяет мне ржать, как коню. Как Ургант… Понимаешь?
— Какой герой лучше всех справился с ролью твоего гостя?
— Трудный вопрос. Наверное, Бакыт Осмонканов, который снялся в фильме "Биртууганчик". Он стал давать мне ответку. Мы как в теннис сыграли.
— А с кем общение не заладилось?
— С певцом Кайратом Примбердиевым. Парень он классный, но беседа мне не понравилась.
— Ты не боишься, что настанет день, когда медийные лица в Кыргызстане закончатся?
— У нас такая забавная страна… Что значит быть медийным лицом в Кыргызстане? Вот человек один раз спел, как у него слезы налево-направо текли, — и он уже считается медийным лицом?
— Считается. Но никто не даст гарантии, что он пробудет таковым больше полугода.
— Как ты думаешь, я позову его на передачу?
— Сейчас есть смысл. Потом — не знаю.
— Думаю, что нет, не позову. Его видео просто вызвало резонанс, и все. Как если бы в стране за день выпала шестилетняя норма осадков. Сегодня пообсуждали, а завтра это уже никому не интересно.
— Зато его знают Тимати и Ургант!
— Ургант его знает… Молодец парень! Я полгода передачу делаю, а он вот так за раз…
— Ты как-то готовишь своих гостей к тому моменту, когда можно будет расслабиться?
Перед передачей я стою на очереди в студию, хотя сами съемки длятся всего пять минут. Какой там чай–кофе? Да я бы с гостем и кальян покурил, но физически не успеваю это сделать.
— А если он сбежит от тебя, как таракан от тапочки?
— Отлично! Рейтинг поднимется.
— Ты популярный?
— Не люблю это слово. Если ты хочешь выяснить, узнают ли меня на улице, то да — иногда узнают.
— В отличие от многих кыргызстанских телеведущих ты отвечаешь на комментарии в соцсетях.
— Да, потому что некоторые люди в последнее время стали так меня бесить, что молчать не удается. Я абсолютно не обижаюсь, клянусь! Чем обиднее комментарий, тем смешнее. Материться же нельзя, да?
— Можно.
— А ты оставишь маты?
— Нет.
— Есть одна девушка. По фотографии видно, что она… как бы помягче сказать? Не фанатка энциклопедий. Она написала около пяти комментариев в защиту Жана Воинова. Как ты знаешь, я держу в студии телефон. Ну неужели не понятно, что это концепция передачи?
— Дураку понятно! А эта девушка пишет: "Че ты не мог в телефон не смотреть, а?". В передаче я сказал: "Реклама запрещена". Она пишет: "Ты че, рекламу не видел, что ли? К тебе гость пришел — уважаемый Жан Воинов! Че ты не на него смотришь, а в телефон?". Последний ее комментарий был таким: "Как ты меня бесишь!". Я отправил ей в ответ улыбающегося смайлика.
— Да ведь у нас вся телевизионная аудитория будет защищать своих любимцев и не любить тебя!
— Все думали, что на выборах в США победит Хиллари, а тут в спорах "родился" Трамп. То же самое в "Мозгах на вынос" — мне важно, чтобы люди спорили.
— Сейчас поаккуратнее. Айбек Баратов тоже сначала просто снимал телепередачу, а теперь идет на выборы. Ты случаем не в президенты метишь?
— Почему аккуратнее? Если стану президентом, круто же будет! У меня будет на минуту эфирного времени больше.
— А что ты сделаешь, если станешь президентом?
— Выпущу альбом с песнями.
— Тогда спой.
— О боже! Я же не люблю такое… У меня отличный голос — лучше, чем у Омара. Но знаешь, почему я не стал певцом? Ради одного: чтобы журналисты не просили меня спеть во время интервью.
— Вот ты не стал, а тебя все равно просят…
— Но я хоть облажаться могу. А на кой ляд мне быть президентом, если я не буду петь? Смысл?
— Телеведущие в Кыргызстане нормально зарабатывают?
— Я не считаю себя телеведущим — это так, по приколу. Кто и когда номинирует меня как самого лучшего ведущего на какую-нибудь пафосную премию? Такого же не будет!
— У тебя есть какая-то самоцензура?
— Ну конечно! Ты думаешь, я совсем аморальное чудовище?
— Просто я бы не смогла так над людьми издеваться.
На сегодня я бы не осмелился позвать Эльдияра Кененсарова. Не потому, что я бы его "не вытянул". Просто не могу себе это позволить. Понимаешь, какую колоссальную пользу человек принес стране?! И чтобы после этого я начал его стебать! Есть у меня моральные шлагбаумы…
— Ты ведь еще и мультики делаешь — нарисованные "Параллельные новости".
— Да, я их и придумываю, и рисую. А редактор Жамал Жумаев хорошо разбирается в политике. Если не смешно, то это Жамал написал. Если смешно — то я. Шутка.
— Со звездами все не так страшно: они могут обидеться, зато физиономию не начистят. А с политиками сложнее. Кто-нибудь звонил с претензиями?
— Было, но я не хочу это обсуждать. Это вообще-то мультик, все персонажи вымышленные. Еще я президента не трогаю. Тут как с Эльдияром Кененсаровым.
— В принципе, у меня все…
— А почему ты не спросила: "Нияз, как у тебя появилась идея создать "Мозги на вынос?".
— Я же спросила!
— Нет! А идея у меня появилась после "Параллельных новостей". Там я рисую персонажи, то есть тоже троллю, но через мультик. Только зачем лицемерить со зрителем, если можно что-то такое делать "вживую"? Я бросил вызов сам себе: смогу ли?
— Теперь точно все, или еще есть вопрос, который я не задала?
— Теперь ты должна похлопать и сказать: "Спасибо, это был Нияз Абазганов!".
— Не буду. Все равно редактор это вырежет.