БИШКЕК, 17 янв — Sputnik. В понедельник в Кыргызстане произошла большая трагедия — в 7.30 в поселке Дача-Суу разбился грузовой самолет Boeing 747.
Самолет летел из Гонконга в Стамбул, запланировав дозаправку в Бишкеке. Причины крушения выясняются. По последним данным, погибли 38 человек и 16 пострадали. В стране вторник был объявлен днем траура.
Госорганы также начали активно работать. Была сформирована правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Мухамметкалыем Абулгазиевым. Он распорядился разместить пострадавших в гостинице "Семетей" в Бишкеке.
Ведомства начали перечислять однодневную заработную плату, а также собирать помощь, МЧС организовало отправку тел погибших на малую родину. Энергетики самоотверженно работали над восстановлением энергоснабжения (свет отключился, когда падавший самолет снес линии электропередачи). А в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы почти всю ночь трудились над установлением причин смерти каждого погибшего.
Однако трагедия обнажила ряд серьезных проблем. Так, депутат Жогорку Кенеша от фракции "Онугуу — Прогресс" Алтынбек Жунус уулу на заседании профильного комитета заявил, что многие из погибших скончались от ожогов, передает АКИpress.
"Они скончались не от того, что упал самолет и их придавило обломками, а от ожогов. По некоторым данным, пожарные расчеты прибыли через 40 минут. Это правда?" — спросил он.
Представитель МЧС опроверг эту информацию и заявил, что пожарные приехали спустя полчаса.
Расположение
Первый минус — это расположение поселка. Он находится на расстоянии 1-1,5 километра от "Манаса". Так, по словам начальника отдела сертификации аэропортов Агентства гражданской авиации КР Канатбека Бейшеналиева, запрещается строительство домов возле международных аэропортов в радиусе трех километров. Для воздушных узлов, обслуживающих внутренние рейсы, это расстояние составляет 2 километра.
"Но у нас многие аэропорты расположены в черте города. Более того, воздушные узлы в Баткене, Караколе и Джалал-Абаде расположены практически в центре города. В последнем случае аэродром окружен домами", — сообщил Бейшаналиев.
"Не только возле аэропортов, но и около магистральных газопроводов, в селеопасных местах. Необходимо ставить неподалеку специальные посты МЧС либо переселять жителей. В мою бытность вице-премьером сошел оползень в Сузакском районе, несколько домов были погребены, погибли люди. Но, как выяснилось, они получили предписание на переезд и ссуды на строительство нового жилья еще в 90-х годах", — рассказал Маматалиев.
Неразбериха с оказанием помощи
Огромное количество кыргызстанцев были готовы оказать помощь, но столкнулись с проблемами.
- Для желающих помочь МЧС открыло "горячую линию" 112. Впрочем, активисты поставили службе "двойку" — якобы диспетчеры часто не могли указать пункты сбора помощи.
- Единый счет для оказания помощи пострадавшим появился только 17 января, хотя денежные средства на помощь пострадавшим люди начали собирать еще 16-го числа.
- Также в соцсетях появились сообщения, что милиционеры и спасатели, дежурившие на месте крушения самолета, так и не получили вечером горячее. В конце концов активисты начали сами возить им еду.
Глава фонда "Элим, барсыңбы?" ("Есть ли у вас сострадание?") Хабибулла Арзыкулов отметил, что налицо была нескоординированность.
"Желающие помочь просто не знали, куда обратиться, на какие счета перечислять деньги. В такой ситуации можно запросто оказаться жертвой мошенников. Необходимо весь процесс координировать, изначально создать специальный счет, куда надо перечислять деньги, а не передавать их из рук в руки. Необходима прозрачность", — рассказал Арзыкулов.
"Например, вопросами обеспечения еды и одежды должно заниматься Министерство социального развития, но мы такого не увидели. Не надо все время смотреть на МЧС. Вообще, все вопросы должна координировать правительственная комиссия", — убежден Айдаралиев.
Трагедия — тревожный звонок
Маматалиев считает, что эта трагедия — "тревожный звонок".
Маматалиев убежден, что главным выводом из этой катастрофы должна стать работа над оснащением служб оперативного реагирования — закупом машин, оборудования, средств связи.
"До этого не обращали внимания на МЧС, МВД и Минздрав, которые постоянно просили денег на улучшение своей материально-технической базы, им чаще всего отказывали. Эта трагедия должна стать уроком", — отметил экс-вице-премьер.
В завершение все спикеры отметили, что, несмотря на технические промахи, работа спасателей, пожарных и других служб была на высоте.
Первые минуты после крушения самолета Boeing 747 смотрите на видео Sputnik Кыргызстан>>