БИШКЕК, 26 янв — Sputnik. Премьера нового фильма режиссера Федора Бондарчука "Притяжение" в Кыргызстане состоялась сегодня, 26 января. Своими впечатлениями о фантастике, на которой создатель "9 роты" уже собаку съел, делится колумнист Sputnik Лев Рыжков.
Генезис блокбастера
Творческие люди с широким общественным признанием очень скупы на слова. Они-то знают, что неосторожно оброненное словцо, бывает, аукается. В частности, терпеть не могут вопросов про творческие планы.
А вот Федор Бондарчук, похоже, кому-то на этот вопрос взял, да и ответил. Причем, судя по всему, отвечал в шаловливом расположении духа, раскрепостив ресурсы фантазии. И действительно, почему бы не снять, как НЛО приземляется, да в Чертаново, например. И чтобы чертановские гопники с дубьем и битами пошли биться с гуманоидами. Да!
Почему-то именно таким представляется мне генезис блокбастера "Притяжение". Все 130 минут зрителя сопровождает атмосфера этакого разудалого шалопутства. Что и хорошо на самом деле.
Экзоскелет формата
Возможно, что в предыдущих работах проблема Федора Бондарчука была именно в серьезности. Был убийственно серьезный, с очевидным трепетом сделанный "Обитаемый остров". Был "Сталинград" со стреляющими из-за угла пушками и нежным свиданием на господствующей высоте линии фронта. И там, и там, повторюсь, Бондарчук был удручающе серьезен.
А вместе с тем полюбили-то его за хулиганский "Даун хаус". А Федор Сергеевич взял, да и сквасился, "сурьезностью" оброс. Это была проблема на самом деле. Не всякий творец испытывает комфорт в тисках формата. Из многих светлых голов эти тиски давили тлетворные соки ахинеи.
Но в "Притяжении" чувствуется, как Федор Бондарчук избавляется от оков. Практически как чертановский гуманоид от бронированного экзоскелета (совсем не случайно присутствует в фильме этот образ). И хотя значительная часть фильма снята в аутентичных локациях Министерства обороны, причем использовалась самая настоящая боевая техника, настоящей серьезности итоговый продукт не содержит.
Это, безусловно, только к лучшему! Поскольку именно несерьезность и хорошее настроение порождают творческие находки.
Аутентичная молодежь
Чертаново — спальное гетто с потомственным породистым хулиганьем. И Бондарчук показал все, в принципе, как есть. Образы чертановских гопников очень достоверны. И блистательно уловлены интонации, весь этот рык и гугнивая, в нос, монотонность. Да, так они и говорят.
И вообще, жизнь молодежи отражена, как она есть. Без патоки и интерьеров. В российском кино с реализмом в этом вопросе очень большие проблемы. И когда кто-то взрослый пытается рассказать про молодежь, то впадает либо в сюсюканье, либо в фальшь. А у Бондарчука молодежь получилась аутентичной. Такой, как она есть. Это, кроме шуток, достижение.
Группа крови
Порадовал подбор актеров. Лучше всех, конечно, Ирина Старшенбаум — исполнительница главной роли. Очень четко отразила противоречивый характер героини, владеет тонкостями мимики и жеста. Большой респект. И Александр Петров в роли чертановского гопника хорош, хоть и похож сразу на обоих Чадовых. Но, видимо, совсем без Чадовых в российских блокбастерах все-таки невозможно.
В фильме есть динамика, красивые кадры, прекрасные 3D-эффекты. Бойкий сценарий есть, с поворотами. Ну и, конечно, определенные противоречия здравому смыслу. Например, в больнице героиня Старшенбаум спасает инопланетянина. И совершенно случайно у них оказывается та же группа крови. Чушь, конечно, несусветная, но придираться не хочется. Можно списать на специфику жанра — научная фантастика все-таки. Димы Билана в гусарском мундире нет — и это уже в общем-то хорошо.
Порадовали силовики. Например, Министерство обороны. Оно показано высокотехнологичным, четким механизмом. И что особо радует — без всякой суконщины и казенщины. Заодно показали и действия полиции по разгону массовых беспорядков. Правда, хулиганье одерживает верх. Но это благодаря доброму герою Олега Меньшикова. А так система отработана, не так просто одолеть.
В общем, резюмируя, скажу, что впечатление от фильма самое благоприятное. Оно непременно появится и у вас, если не будете относиться к увиденному серьезно. Это комедия, непосредственно вырастающая из старого доброго "Даун хауса".