Корреспонденту Sputnik Кыргызстан Светлане Федотовой Умут Кудайбергенова рассказала, почему выбрала эту профессию.
— Моя мама тоже работает в школе, и тоже учителем русского языка… Только все равно мне непонятно, что толкает людей на такую нервную и малооплачиваемую работу.
— Я по образованию филолог, училась на бюджете. Впервые попробовала себя в качестве учителя на втором курсе во время практики. Когда родные узнали, кем я хочу стать, начали отговаривать. Переубедить меня не получилось, и вот уже почти полгода тружусь преподавателем в бишкекской школе.
— Что произошло за такое короткое время — полгода?
— В первые недели для меня было шоком, что меня называют Умут Болотбековна. Когда всю 21-летнюю жизнь тебя зовут ласково Умкой, знаете, это заставляет почувствовать себя старше лет на 10. Но первый седой волос у меня появился после того, как ученик обратился ко мне "эже". Это имя нарицательное, которое делает тебя старше лет на 20. В тот день ситуацию исправил другой педагог, который не знал, что я его коллега: он почему-то отчитал меня за опоздание на уроки и спросил, в каком классе я учусь. Потом извинился и пожелал хорошего дня.
— Сколько вы зарабатываете? С прошлого года зарплаты увеличились в 1,5 — 2 раза…
Из-за маленькой зарплаты вынуждена подрабатывать вечерами оператором в компании "Мобильные сети". Я допоздна объясняю абонентам, почему с их счета сняли несколько тыйынов, как подключить бесплатный Интернет… Эта работа психологически тяжелая, потому что клиент звонит не для того, чтобы сказать спасибо за предоставленные услуги, а излить негодование. Но здесь я зарабатываю больше, чем в школе. Однако, несмотря на неплохие деньги здесь, оставлять учеников не хочу.
— Оно того стоит? Бросать перспективную работу, где есть карьерный рост, ради зарплаты в 3 тысячи сомов?
— Не хочу и не смогу бросить школу. Прихожу за полчаса до уроков, просматриваю планы занятий, готовлю что-то новое, чтобы не как обычно на скучных занятиях — вопрос-ответ. Мне нравится, когда у учеников горят глаза, когда им интересно. Это сразу заметно, и чертовски балдеешь, когда получается зажечь ребят историями про Гоголя или Достоевского.
Это далеко не все положительные моменты моей работы. У меня удивительные ученики, и удивлять они, чувствую, не перестанут никогда. Очень весело наблюдать за тем, какие оправдания они находят неподготовленным урокам. Или как рвутся показать сделанное, рассказать, что у них случилось в жизни.
— Как педагоги относятся к такому молодому специалисту?
— Я же говорила, что меня приняли за школьницу. А так, конечно, относятся с недоверием, многие ведь приходят в школу на время и делают все на отвали. Поэтому в большинстве школ подавляющее число педагогов пожилые люди. Молодым специалистам нужно быть активнее, лучше работать с учениками и над собой.
— Как окружающие реагируют, когда узнают, что вы учительница?
— Удивляются, умиляются, реакция разная, начинают расспрашивать о зарплате, говорят, что не понимают, как можно работать за такие деньги.
— Вы планируете и дальше преподавать?
— Да, на следующий год хочу взять классное руководство, уже говорила с руководством школы.
Дети, которые приходят на занятия, стоят того, чтобы им уделяли время на уроке, заслуживают того, чтобы учителя готовились к урокам, искали новые способы подачи материала. И я хочу этим заниматься.
— Что пожелаете ребятам, которые оканчивают университеты и планируют попробовать себя в качестве педагога?
В школах нехватка кадров ощущается очень сильно, поэтому у учителей столько часов. Пожилые педагоги не могут выйти на пенсию и спокойно жить. У этой работы очень много недостатков, но она стоит того. Я сопоставляю преимущества, которые получаю в процессе, и понимаю, что не ошиблась.