Красочное объявление "Врач из Кыргызстана: все папилломы уйдут за 9 дней, нужно всего лишь…" можно встретить практически на всех развлекательных интернет-порталах, где пишут про конфузы знаменитостей и публикуют свежие снимки актеров старых сериалов.
Не заметить внушительный веб-баннер с фотографией кого-нибудь из известных кыргызстанских врачей сложно: знакомые лица, в том числе министра Кыргызстана, быстро приковывают внимание.
Ссылка ведет на сайт, очень похожий на официальный портал Министерства здравоохранения КР: даже адрес продуман — minzdrav.kg.actual-blogi.ru.
Имеется также "мнение" директора Департамента профилактики заболеваний и Госсанэпиднадзора Толо Исакова. Правда, как и в первом случае, его должность слегка исказили: в тексте он выступает как дерматолог и главный врач. Он тоже "восхищается" лекарством.
Для пущей убедительности авторы представили "опрос Министерства здравоохранения", согласно которому 47 процентов соотечественников избавились от папиллом, бородавок и родинок благодаря чудо-бутыльку.
Также есть "доказательства" эффективности препарата: якобы проводились специальные исследования в Кыргызстане.
"Испытания проводились на трех группах добровольцев по 100 человек в каждой. В первой были люди, имеющие папилломы различной локализации, во второй группе — родинки, в третьей — бородавки. Пациенты ежедневно капали по 3 капли препарата на проблемные участки кожи, а также выпивали по 5 капель, разведенных в 50 миллилитрах воды. В конце испытательного периода практически все новообразования исчезли", — написано на сайте.
Кроме того, согласно этому исследованию, испытуемые также избавились от… прыщей. При этом никаких побочных эффектов применение препарата, разумеется, не влечет: от вируса папилломы человека производители средства предлагают бороться экстрактами трав.
Доктора негодуют!
Директор Национального центра онкологии КР Эрнис Тилеков отметил, что этот сайт видел, и назвал все написанное "чушью".
"Никаких исследований эффективности этого средства в Кыргызстане не проводилось. Мамбет Мамакеев, который никогда не был онкологом, увидев этот сайт, ужаснулся! Эти люди просто пользуются именами уважаемых врачей!" — сказал он.
Глава НЦО также отметил, что врачи скептически относятся к подобной нетрадиционной медицине.
"Рекламирующий" товар глава Госсанэпиднадзора Толо Исаков также заявил, что не имеет к этому отношения.
"Я никогда не был дерматологом и ничего подобного об этом средстве не писал", — отметил он.
Мы связались с продавцом
Ни телефона, ни адреса электронной почты на сайте не оказалось, поэтому я решила "заказать" себе средство. Для этого нужно было ввести в специальный электронный бланк свое имя и телефон. Ответный звонок раздался через час.
Мужчина, представившийся Андреем, сначала хотел узнать о моих проблемах. Дело в том, что при разных диагнозах нужно назначать разные программы лечения. Андрей предложил консультацию по телефону.
Еще раз для порядка уточнив информацию про отсутствие побочных эффектов, я перешла в наступление:
— А почему вы на сайте написали, что Мамакеев онколог, когда он хирург? И Толо Исаков, кажется, не дерматолог, а глава санэпиднадзора…
— Позвольте, я потом уточню эту информацию. Может, опечатка… они сами указывали профессии… Возможно, он шел учиться на одну профессию, а потом уже стал охватывать несколько областей.
— А почему они открещиваются от этой информации?
— То есть они сначала рекомендуют, а потом опровергают, что имеют какое-либо отношение?!
— Ага…
— Смотрите, Асель, перед тем как выйти на рынок любой из стран бывшего СНГ, препарат проходит проверку с участием ведущих специалистов этой области. Отбираются пациенты. Когда результат становится очевиден, врачи дают "добро" на продажу товаров в этой стране.
— А как исследование в Бишкеке проводилось?
— Этого не могу сказать.
— Здесь вообще есть ваше представительство?
— Нет, только склад. Товар вам доставит курьер.
— Но это же лекарство!
— Нет, в лекарствах есть химия, а наш продукт совершенно натуральный.
— А вы сами-то в Москве где находитесь?
— Мы не обязаны давать вам свой адрес…
Почему такой способ заработать деньги крайне не рекомендуется
Министр здравоохранения Талантбек Батыралиев отметил, что любые лекарственные средства должны доказать свою эффективность лабораторными испытаниями, а не только наблюдением.
"Врачи в принципе не имеют права такое рекламировать, это запрещено! Это же лоббирование интересов отдельной компании. Никто из врачей ничего не рекламировал, быть не может!" — возмутился глава Минздрава.
"Я видела такие сообщения, но не знаю, кто это сделал. Кстати, там очень старая фотография — ей лет семь", — рассказала Назар.
Директор SMM-компании Светлана Марголис отмечает, что такое уже вовсю работает в Европе, а вот в Кыргызстане появилось не так давно.
"Пользователь заходит на развлекательный сайт, а там уже высвечивается реклама, связанная с вашей страной. По IP-адресу просто определяется ваш адрес, и вас пытаются заманить знакомыми лицами", — отметила Марголис.
Она подчеркнула, что этим занимаются отличные психологи, которые знают, на какие точки в сознании интернет-пользователя можно эффективно надавить.
"Будьте осторожны! Не переходите на ссылки типа "Алла Пугачева узнала и обалдела" или "Студентка из Бишкека уже купила личный самолет. Ты тоже так можешь!". Желтые заголовки — главный признак некачественной рекламы в Интернете", — предупредила она.
По данным главы Минздрава Талантбека Батыралиева, проблему может отчасти решить автоматизированная система, которая представляет собой базу данных медицинских компаний, аптек, докторов и медтехники. Скоро в системе появится информация обо всех лекарствах, которые ввозятся в Кыргызстан.
"Граждане сами должны внимательнее относиться к своему здоровью, требовать лицензии, узнавать, не является ли этот препарат контрабандным, обращать внимание на условия хранения", — отметил он.
По словам Батыралиева, он уже направил соответствующие заявления в правоохранительные органы.
Медиаэксперт ОФ "Институт Медиа Полиси" Надежда Алишева считает, что шанс выиграть суд в этом случае есть.
По ее словам, размер компенсации за моральные страдания законом не ограничены. Однако при этом жертва фантазии маркетологов должна будет представить суду доказательства того, что она действительно понесла моральный ущерб, например, представив медицинскую справку.
Как отметила юрист, главное — точно знать, против кого подавать иск. В противном случае заявление могут не принять.