"Купи четыре шаурмы и собери кошку!" — эта шутка настолько стара, что над ней даже перестали смеяться. Мы подозрительно относимся к фастфуду, но не перестаем его покупать. Насколько все-таки съедобны бишкекские гамбургеры, выясняла корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.
На днях бывший сотрудник одной известной сети быстрого питания предоставил редакции Sputnik Кыргызстан видеозапись, сделанную в цехе, где производят заготовки для фастфуда.
На ней видно, как по курятине ползают личинки, листья салата отмываются в большой ванне, а в самом цехе на своих рабочих местах спят сотрудники.
"Пахнет там тоже плохо. Это ужасная антисанитария, ужасно грязно!" — комментирует свое видео мужчина.
Sputnik разыскал трех других бывших работников точек быстрого питания и на условиях анонимности записал их впечатления от работы.
История 1. Крысы и масло
— Я работал в одной крупной бишкекской сети питания года четыре назад. Возможно, сейчас там все изменилось, не знаю. Я развозил персонал из цеха. Чтобы вы понимали, именно там делают заготовки для гамбургеров, которые потом отправляются в точки по всему городу.
Первое, что меня всегда поражало, — это крысы. Я шел, извините за подробности, в туалет, а они перебегали мне дорогу: настолько там было негигиенично!
Все попадали в цех через прихожую, а там всегда стояли банки с растительным маслом. Почему-то оно постоянно разливалось, люди по нему топтались, и на полу была скользкая черная жижа. Это все убирали через раз.
Конечно, в готовом виде все становилось гораздо симпатичнее. Например, булочки выглядели очень чистенькими, ухоженными. Но все равно, на мой взгляд, этот процесс весьма и весьма неоднозначный.
История 2. В нашем павильоне мыло было не всегда!
— Год назад я прошла двухнедельную стажировку, но не стала там работать. Все эти две недели я обслуживала клиентов, готовила бургеры.
Нет, санитарной книжки у меня не было. Вообще-то без нее на работу не возьмут, но для стажировки она не нужна.
Все было в принципе достаточно чисто. За нами очень строго следили, все просроченное мы выбрасывали сразу. Как только листочек салата начинал желтеть, мы сразу его могли выкинуть. Нам говорили: "Если что-то не то, убирайте!".
Вообще, все зависит от самих сотрудников: да, за тобой приглядывают, но никто не может следить за гигиеной работников 24 часа в сутки. Некоторые пренебрегали чистотой: начинали что-то резать, не вымыв руки, хотя у нас были перчатки.
Канализации в павильоне не было, но для сотрудников установили раковину. Каждый день приезжала машина и забирала эту грязную воду. Да, руки можно было вымыть, но только в холодной воде. Мыло тоже было не всегда. Это ужасно!
Я ушла из-за одного случая. У нас закончился газ, и понадобился новый баллон. Он был очень тяжелым! Нам, трем девушкам, пришлось тащить его от дороги до павильона.
Одна из нас не выдержала тяжести и упала в арык. Приехала начальница. Она не вызвала "скорую", ничего не сделала, а просто разрешила девушке уйти домой. Я была в шоке! О компенсации речи, естественно, не шло.
История 3. Цех: вид изнутри
— Я работал поваром в цехе, начинал с пекарни. Вы видите красивые картинки, перчатки на руках сотрудников павильонов и думаете, что санитарные нормы соблюдаются. Но это не так.
На самом деле все эти булочки, салаты и котлеты готовятся не в павильонах, а в специальном цехе.
Вот наша норма: из 15,5 килограмма муки нужно изготовить 570 булочек. Это впритык. Чтобы булка казалось пышнее, мы добавляем в тесто больше дрожжей, чем надо.
Иногда мука высыпается из мешка. Пекарь знает, что, если он не сделает 570 булочек, его оштрафуют. Никому не нравится, когда срезают зарплату, поэтому муку просто подбирают с пола и добавляют в тесто.
Еще один интересный момент — это салатные листья. Да, их срезают по одному и очищают по отдельности, но я бы не сказал, что делают это тщательно.
Посуда не моется тщательно, на ней часто остаются засохшие кусочки еды и запах посудомоечных средств.
Курятину нам всегда завозили в замороженном виде. Ее оставляют хотя бы на день, чтобы подтаяла. Иногда мясо оставалось лежать слишком долго и портилось. Несмотря на это, продукт все равно отправляли на готовку.
Все мясо прокручивается через мясорубку, она работает каждый день. В конце смены ее всего лишь протирают тряпкой или салфеткой, а полностью моют только раз в неделю.
Персонал кормят, но и с этим возникают проблемы. Как правило, вечерней смене дают то, что осталось от дневной. Даже если еда испортилась… Помню, как при мне вскипятили испорченный суп, приправив его какими-то добавками.
Каждую неделю проводятся общие собрания, где постоянно кого-то ругают. Зарплаты урезают из-за штрафов. Как-то я спросил у работницы бухгалтерии, почему так делают. Она сказала: "Если мы не оштрафуем других, оштрафуют нас". Сотрудникам, естественно, это не нравится, некоторые ищут способы отомстить.
НА ЭКСПЕРТИЗУ!
По данным городского информационного сервиса 2gis.kg, в Бишкеке уже около 140 точек быстрого питания.
Наличием разной болезнетворной флоры в привокзальной шаурме никого не удивишь. Поэтому Sputnik Кыргызстан совместно с Департаментом профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора решил проверить, насколько безопасны гамбургеры пяти популярных в Бишкеке торговых марок: Begemot, "Антошка", "Домино", Nathan's, "Евразия" (знаменитая точка на пересечении улиц Киевской и Абдрахманова).
Сразу после покупки образцы поместили в специальный передвижной холодильник и доставили до лаборатории.
Результаты исследования удивили: испытания прошла только одна торговая марка из пяти.
"Мы тысячу раз извиняемся!"
В четырех гамбургерах — от Begemot, "Антошки", "Домино" и "Евразии" — были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Также в каждом, кроме "Антошки", найден патогенный микроб — кишечная палочка (Escherichia coli).
По словам заведующего отделом надзора за безопасностью пищевых продуктов Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора Токтогула Базарбаева, эти гамбургеры есть нельзя.
"Последствия употребления этих гамбургеров могут быть разными: от легкого бурления в животе до серьезного пищевого отравления, когда без врачебной помощи уже не обойдешься. Все зависит от состояния здоровья и возраста пациента. В любом случае наличие таких бактерий в продуктах питания недопустимо", — отметил он.
"Многие работают без специальной одежды: не надевают головные уборы, одноразовые перчатки. Неизвестно, как часто они моют руки и есть ли у них возможность это сделать: во многих павильонах нет даже раковин", — подчеркнул Базарбаев.
Sputnik Кыргызстан отправил запросы всем компаниям, чья продукция не соответствовала нормам, с просьбой прокомментировать ситуацию. "Антошка" их проигнорировала.
Администрация компании Begemot в ответном письме указала, что их продукцию и раньше подвергали лабораторным исследованиям, однако уже несколько лет отклонений от норм нет.
"Ваша информация очень ценна для нас и обязательно повлечет необходимые меры для ее разъяснения и, в случае необходимости, предотвращения", — говорится в сообщении.
С корреспондентом агентства также связалась управляющая компанией "Евразия" Гузаль Асанова. Она извинилась перед своими клиентами.
"Я приношу тысячу извинений тем, кто покупает нашу продукцию. Когда исследование проводилось, я была в отъезде. Возможно, мастера что-то не углядели, может, недожарили мясо. Мы обязательно узнаем, где наша ошибка, и исправим ее!" — пообещала Асанова.
Также в редакцию Sputnik Кыргызстан приехала генеральный директор сети Domino Назгуль Уметова, чтобы лично дать комментарий по сложившейся ситуации. Она призналась, что до сих пор не может поверить в результаты экспертизы.
"Вы можете в любой день прийти к нам на производство и увидеть, с какой любовью мы это делаем! У нас есть все договоры с поставщиками. Мы закупаем лучшее мясо", — подчеркнула Уметова.
Она отметила, что за несколько дней до проверки Sputnik Кыргызстан на этой же самой точке контролирующие органы также брали анализы и нарушений выявлено не было.
"Возможно, где-то сыграл человеческий фактор. Мы однозначно усилим контроль, хотя у нас и так все под наблюдением: есть даже человек, который каждый день ездит по точкам и все проверяет. Помимо этого, три человека следят за работой через камеры", — рассказала руководитель компании.
Назгуль Уметова заметила, что на видео, которое попало в Сеть, снят совершенно другой цех, который не имеет к Domino никакого отношения.
Вы отравились. Как заставить бизнесмена возместить ущерб?
Глава юридической компании Grosser Consult Искандер Шанчарбаев специально для Sputnik Кыргызстан составил план действий, которого стоит придерживаться, если, отведав гамбургер, вы почувствовали себя плохо.
- Обратитесь в поликлинику, чтобы зафиксировать факт пищевого отравления.
- Если вы съели гамбургер вечером, незамедлительно вызывайте бригаду скорой помощи.
- Зафиксировав факт отравления, нужно напрямую обратиться к руководству той организации, где вы приобрели некачественный фастфуд. Можете сделать запись в книге жалоб или написать претензию.
- После этого руководство компании обязано дать мотивированный ответ в течение 10 дней.
- Если компания отказала в удовлетворении ваших требований, вы имеете право обратиться в суд по месту нахождения ответчика за защитой своих прав.
- Вы имеете право на возмещение убытков, связанных с причинением вреда здоровью, в полном объеме.
- Можно также обратиться в органы санитарно-эпидемиологического надзора, чтобы провели проверку условий изготовления продукции. Для этого нужно написать обращение и приложить все документы.
- Если суд установит, что этот инцидент причинил вам нравственные страдания, вам возместят еще и моральный ущерб.
Суд, определяя размер компенсации, должен исходить из критериев справедливости и разумности.
Есть ли будущее у отечественного фастфуда?
Токтогул Базарбаев отмечает, что к такому плачевному результату привели кампания либерализации экономики и ослабление полномочий контролирующих органов.
"Сейчас, чтобы открыть точку питания, даже не нужно разрешения санитарных служб! Достаточно согласия местных властей", — сообщил он.
Ресторатор Евгений Тян уверен, что, несмотря на подпорченную репутацию, индустрия быстрого питания в Кыргызстане будет развиваться.
"Заведение, которое отказывается развиваться, обречено. Да, сейчас по санитарным нормам бишкекские точки общепита проходят очень тяжело, но, согласно закону, в августе 2017 года они будут обязаны принять стандарты международной системы контроля ХАССП", — сообщил Тян.
Однако, по мнению эксперта, ужесточение норм также влечет риски. Например, недобросовестные предприниматели могут возместить затраты на модернизацию производства низкокачественными продуктами и будут пичкать гамбургеры различными ароматизаторами и усилителями вкуса.
ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Редакция Sputnik Кыргызстан готова предоставить все фото- и видеоматериалы, а также результаты лабораторных исследований всем заинтересованным органам.
Если вы стали очевидцев продажи небезопасных продуктов, то обязательно отправляйте фото- и видеоматериалы на наш WhatsApp-канал по номеру +996 706 566 544.