БИШКЕК, 11 апр — Sputnik. У автолюбителей Кыргызстана есть одна большая головная боль — штрафы за непереоформленные вовремя машины.
Как пояснил автолюбитель, несколько лет назад он сотрудничал с гражданами Пакистана, которые занимались доставкой и продажей подержанных автомобилей из разных стран в Кыргызстан. Машины оформлялись на его имя, поскольку у Азамата была городская прописка.
"Многие клиенты недели через две переоформляли авто на свое имя. Но, к сожалению, 3-4 машины остались оформленными на меня, при этом они несколько раз меняли хозяев, а штрафы за их нарушения выписываются на мое имя", — сказал автолюбитель.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан решил выяснить, что делать кыргызстанцам, оказавшимся в ситуации, схожей с положением Азамата, и как найти людей, которым принадлежат непереоформленные авто.
Вас снимает камера
После установки этой системы количество дорожных аварий на данном участке сократилось наполовину, сообщил корреспонденту Sputnik Кыргызстан начальник Центра мониторинга безопасности дорожного движения Главного управления информационных технологий МВД Талант Сыдыков.
"Прибор установили в пилотном режиме. С его помощью выявлено более 80 тысяч нарушений ПДД. Удалось взыскать 10 миллионов сомов штрафов — это примерно 30 процентов от общей суммы. После установки фиксатора число нарушений Правил дорожного движения в том районе сократилось на 50 процентов", — рассказал Сыдыков.
Он также заявил, что государственная машина испытывает трудности при взыскании штрафов за нарушение правил езды, потому что при купле-продаже транспорта кыргызстанцы часто не переоформляют авто на нового владельца.
Как найти фактического хозяина?
Начальник отдела розыска Управления патрульной милиции ГУВД Бишкека Ажыбек Майназаров рассказал, что нужно делать гражданам, которые не желают платить штрафы за фактических хозяев машины.
Первый шаг: после получения уведомления о штрафе нужно обратиться в суд по месту жительства или в УПМ Бишкека, где следует написать заявление на имя руководителя.
Второй шаг: если вы обратились в суд, этот орган должен провести разбирательство и вынести решение. Если же вы обратились за помощью в патрульную милицию, то рассмотрение дела по закону проводится в течение 14 дней.
Третий шаг: нужно написать объяснительную о разыскиваемой машине. В ней указываются все данные — год, место, информация о нотариусе, оформлявшем сделку, и данные о покупателе авто.
Четвертый шаг: начать поиск машины, при этом неизвестно, сколько он продолжится, так как сейчас требование регистрировать транспорт в течение 10 дней после покупки уже не действует.
Доведите дело до конца
Пресс-секретарь ГРС Мелис Эржигитов тоже дал рекомендации автолюбителям, что нужно предпринять, дабы избежать штрафов за проданную машину.
Первое, что должен сделать гражданин, — подать заявление в ГРС, что это авто ему больше не принадлежит.
"Сейчас процесс купли/продажи очень простой. Люди встречаются, договариваются, а после идут к ближайшему нотариусу. Многие при этом не проводят переоформление — с одной стороны, не хотят волокиты, с другой — не желают тратиться на процедуру", — сказал Эржигитов.
По его словам, процесс переоформления может отнять не более получаса. При этом покупатель должен внести 1 процент от общей стоимости авто в счет государства.
Дополнительные штрафы
Пресс-секретарь Государственной налоговой службы (ГНС) Эркин Сазыков пояснил, что бывший хозяин машины несет ответственность и за уплату транспортного налога, если автомобиль официально так и не сменил хозяина. При этом если он в Единой налоговой декларации (ЕНД) не укажет все принадлежащие ему автомобили, то его ждут двойные расходы.
"Есть граждане, которые по незнанию или даже специально не сообщают о зарегистрированных на их имя авто. Но по данным ГРС можно точно узнать о количестве автомобилей, зарегистрированных на то или иное лицо. Тогда нарушителю придется уплатить 2 тысячи сомов штрафа за каждую машину, о которой он не отчитался", — сказал Сазыков.
"В этой области есть сдвиги — в ГРС уже проводится подобная работа. Например, подходит к концу формирование системы адресной регистрации", — сказал Сапарбаев.
Но пока работа в этом направлении не закончена, можно надеяться только на гражданскую ответственность, то есть призывать людей регистрировать проданные авто, считает он.