Sputnik Кыргызстан часто делится с читателями историями успеха соотечественников за рубежом. На этот раз нашим героем стал Марат Сейитов, с которым беседовал журналист Расул Усеналиев.
Марат Сейитов окончил факультет тюркологии в бишкекском вузе, после узнал от знакомого о работе в США и в 2010 году, успешно пройдя собеседование, получил рабочую визу (H1B).
— Помните те дни, когда впервые очутились за океаном? Вас ничего не шокировало?
— Если честно, здесь много чему удивляешься. Во-первых, бросилось в глаза отношение людей к работе — все выполняется четко и в срок, причем местные уважают и чужой труд. Во-вторых, везде очень чисто: вы не увидите валяющиеся пакеты или бутылки ни в людных местах, ни в лесу. После пикника никто не оставит мусор даже в неохраняемой парковой зоне.
— А в профессиональном плане что понравилось?
— Дети не удивились тому, что турецкий язык им преподает кыргыз?
— В этом нет ничего необычного, поскольку США — страна иммигрантов. Школьники обучаются трем языкам на выбор — испанскому, турецкому и французскому. Кстати, я учу их турецкому, а, например, французский у нас преподает араб.
— Вы уже семь лет работаете в Америке. Чем, на ваш взгляд, тамошняя система образования принципиально отличается от местной?
— Я три года проработал педагогом в Кыргызстане и мало-мальски знаю нашу систему. Разница огромная — от уровня материальной базы до способов подачи материала. Складывается ощущение, что Минобраз республики не может определить четкое направление в образовательной системе. Например, переводные экзамены школьники сдают в 4, 9 и 11-м классах, но после никто не анализирует их показатели. Повышается или снижается уровень знаний? Если снижается, то по каким причинам и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию? Этим в Кыргызстане никто не озадачивается.
Очень большое внимание здесь уделяют и безопасности учеников — им объясняют, как вести себя во время стихийных бедствий и в других экстремальных ситуациях. Эти знания закрепляются ежемесячно.
Как я уже говорил, ведется постоянная работа с детьми-аутистами и другими "особенными" ребятишками: считается, что среди них можно найти гениев вроде физика-теоретика Стивена Хокинга.
Думаю, Кыргызстану следует лучше ознакомиться если не с американским, то хотя бы с европейским опытом, перенять что-то полезное, чтобы улучшить свою систему образования. Например, составлять рейтинг школ не по количеству красных аттестатов, а по количеству учеников, оставшихся на второй год. Умные ребята зачастую нуждаются лишь в небольшой поддержке, добиваясь успеха самостоятельно, а вот студент, поступивший в вуз при помощи взятки, все сессии будет сдавать так же и в результате останется тем же неучем, каким был в школе.
— Да, нам есть чему поучиться. Но неужели в США все так гладко и чинно?
— Ну не все, конечно. Есть и то, что мне не нравится. Например, американские школьники отличаются неряшливостью и безалаберным отношением к учебным принадлежностям, к еде. Простой пример: в Кыргызстане ученики ведут отдельные тетради по каждому предмету и исписывают каждую страничку. В Америке совсем не так: на первой странице тетради могут быть записи по английскому языку, на третьей — задания по математике, а на десятой — конспект по истории. Самое непривычное для меня, что школьники в США никогда не исписывают оборотную сторону тетрадного листа.
Отношение к еде у них тоже странное — мало кто доедает свои обеды в школе, зачастую большая их часть оказывается в мусорном ведре. А хулиганистые ребята вообще бросаются едой друг в друга.
— Проживая за границей, вы испытали потребность в знании иностранных языков. Посоветуйте, какой лучше изучать?
— Конечно, английский — на нем говорит весь мир. И какую сферу человеческой деятельности ни возьми — медицину, новейшие технологии, программирование — везде нужен английский. Так что современной молодежи без него не обойтись.
— Каким вы видите свое профессиональное будущее?
— В США немало кыргызстанцев, работающих преподавателями. Иногда мы обсуждаем свою работу, то или иное нововведение или просто размышляем, как можем принести пользу родине. Когда-нибудь я вернусь домой и, бог даст, буду внедрять все то, чему научился здесь. Хочу внести свою лепту в развитие Кыргызстана. А сегодня, чтобы повысить квалификацию преподавателя, я получаю педагогическое образование.