Журналист Гулдана Талантбекова побеседовала с девушкой и узнала об истории ее успеха.
— Наргиза, как вам удалось возглавить проект такой огромной компании, как Twitter?
Сначала не поверила, когда от менторов (руководителей) компании поступило предложение пройти стажировку. Чувство волнения и удивления не покидало меня даже тогда, когда я уже проходила ее. За пять недель познакомилась с командой и научилась работать с проектами.
В первую неделю я хоть и подружилась со всеми, но была немногословной. На второй неделе учебы сделала доклад о Кыргызстане. Всех очень заинтересовало, что русский язык у нас является официальным. Кроме этого, я рассказала, что у нас впервые в Центральной Азии женщина была президентом.
После плодотворной стажировки от руководителей поступило предложение поработать в одном из технических проектов Twitter в странах СНГ. Сейчас мы организовываем ежемесячные проекты для программистов, студентов и просто заинтересованных людей, где они делятся опытом и наработками.
— А чему учатся участники проекта?
— Мы обучаем созданию сайтов, мобильных приложений и техническим особенностям интернет-продуктов. Например, работе с различными бесплатными сервисами. Многие знают Twitter как социальную сеть, но не все знают о ее технических возможностях. Здесь можно не только создавать коммерческие проекты, но и использовать Сеть в решении социально значимых задач. Вот этому мы и обучаем.
— А какие впечатления оставили поездка и стажировка?
Здание головного офиса компании очень большое, в нем есть все для комфортного пребывания. В бесплатной столовой такое разнообразие еды, что глаза разбегаются. Даже спортзал бесплатный. В ванной комнате есть все вплоть до зубной щетки.
Если вдруг устал от обилия людей и хочешь остаться наедине, то для этого есть специальные комнаты с шумоизоляцией. Руководители, узнав, что я из страны, где исповедуют ислам, пояснили, что у них есть комната для совершения намаза.
Короче говоря, в офисе есть все, чтобы не думать о проблемах и заниматься только работой.
— А по каким критериям отбирают для участия в программе TechWomen?
— Пишешь и отправляешь эссе на английском языке, потом проходишь собеседование. Для всего этого нужны время и огромное желание. При этом есть те, кто, даже не очень хорошо зная английский язык, проходили и уже в Америке улучшили знание языка.
— А где вы работали до поступления в Twitter?
— В условиях программ технических компаний есть требование к кандидату иметь двухлетний опыт работы.
Но, пока училась в вузе, перепробовала разные направления. Так как я училась на факультете управления бизнесом, сначала попробовала себя в маркетинге. Потом захотела стать журналистом, даже прошла трехмесячную практику (смеется), затем какое-то время работала переводчиком.
На первом курсе, чтобы помочь родителям с оплатой за учебу, работала в гостинице. У нас, к сожалению, предвзятое отношение к работникам сферы услуг. А я, между прочим, золотая медалистка, обладатель красного диплома. Так вот, работая на ресепшн в отеле, всегда боялась увидеть знакомых и чувствовала себя какой-то ущемленной. Но там я научилась быть коммуникабельной, правильно писать деловые письма и к тому же существенно улучшила свой английский. По правде говоря, такая работа многому учит и делает человека устойчивым к стрессам.
Я много думала о том, где буду работать после вуза, так как даже красный диплом не гарантирует хорошую работу.
— Вы, наверное, день и ночь изучали английский?
— Заниматься языком мне посоветовала мама. "Только со знанием языков ты сможешь чего-то добиться", — говорила она почти каждый день.
В английском советую больше заниматься грамматикой — тогда точно заговоришь свободно. Даже сейчас я, чтобы не забыть язык, время от времени сажусь за книжки, а так как практики мало, с удовольствием смотрю фильмы на английском.
— Как решался финансовый вопрос при поездке в офис Twitter?
— Все дорожные расходы взяла на себя компания. Кроме этого, нас обеспечили SIM-картами и кормили как на убой. Я в начале стажировки очень стеснялась и ела очень мало. А мне советовали есть сколько хочешь и, если надо, даже брать еду с собой.
На сэкономленные таким образом деньги я смогла попутешествовать по разным штатам, когда осталась там на некоторое время после стажировки.
Кстати, многие девушки, которые поехали со мной на стажировку, потратили все деньги на шопинг и смартфоны. А я приехала домой и на оставшиеся деньги прикупила одежду уже здесь (смеется).
— Кто финансирует проекты в Кыргызстане?
Мы с коллегами уже успели стать друзьями. Например, в прошлом году вице-президент Twitter с целой делегацией посетил Кыргызстан. А в этом году я планирую пригласить их уже на свое личное торжество — собираюсь выйти замуж. Они уже подтвердили желание: "Ты только скажи, когда и где, и мы обязательно приедем. Да и ты к нам приезжай".
— А не приходила мысль работать за рубежом?
— После стажировки я поехала в гости к подруге в Лос-Анджелес. И она мне рассказала, что в США для меня уйма возможностей. Подруга в Нью-Йорке даже предложила остаться. Я долго думала над этим и позвонила родителям. Папа с мамой расстроились, но не были против.
Но я, подумав, отказалась. Родители уже пожилые — им под 70. Я старшая в семье (мы поздние дети, родители поженились почти в 40 лет) и не могу из-за своих сиюминутных желаний оставить их. Решила не быть эгоисткой, ведь в Кыргызстане тоже много возможностей, а поработать за рубежом я всегда успею.
— Ваш совет молодым кыргызстанцам?
— Учите языки, ведь благодаря им у тебя есть возможность стать своим у других. Образование не зависит от школы, учителя или родителей. Общайтесь, спорьте, делитесь мнением, учитесь у других, работайте над собой на полную катушку.
При этом не надо быть вечным студентом — старайтесь работать с пользой для себя и окружающих.