Российские эксперты продолжают обсуждать меры по борьбе с распространением терроризма.
"Трудовые мигранты уже составляют костяк террористических групп в России", — отметил на заседании Национального антитеррористического комитета директор ФСБ Александр Бортников. По его словам, речь идет о гражданах СНГ, часть которых прошли подготовку и участвовали в боевых действиях в Сирии и Ираке.
Всем визы?
Может ли введение визового режима с бывшими советскими республиками реально помочь РФ в борьбе с терроризмом? Здесь надо рассмотреть несколько аспектов, прежде всего правовой.
То есть введение визового режима со странами ЦА потребует от Москвы кардинального пересмотра множества соглашений — как двусторонних, так и в рамках интеграционных объединений. Вряд ли Россия готова заплатить столь высокую политическую цену. Кроме того, мировой опыт показывает, что потенциальный террорист всегда имеет необходимые документы (включая визу) для въезда в страну, избранную целью теракта.
Работа с диаспорами
Специалистам ясно, что необходимо усилить контрразведывательный режим в отношении трудовых мигрантов из Центральной Азии. Однако исходить следует из того, что подавляющее число приезжих — все-таки порядочные граждане.
В первую очередь надо работать с национальными диаспорами. Санкт-Петербург долгое время мог считаться территорией стабильности, поскольку спецслужбам здесь удалось выстроить хорошие рабочие отношения с руководителями мусульманских общин. Совместными усилиями проводилась успешная "работа на опережение".
Тут уместно рассказать о мусульманской системе денежных трансфертов — так называемой "хавале". Ее смысл прост и эффективен: клиент-отправитель обращается к нелегальному брокеру, который после получения денег отправляет сообщение своему партнеру в стране назначения платежа (телефоном, факсом, электронной почтой, по Skype и так далее). В сообщении указывается только сумма, имя получателя платежа и код (чаще всего порядок цифр на купюре). Для получения денег достаточно прийти на рынок, обратиться уже к местному нелегальному брокеру и назвать код платежа.
Не секрет, что идеологическая обработка будущих террористов проходит в местах, где проповедуют радикальный ислам. В силу крайней закрытости данного института спецслужбам нелегко контролировать деятельность таких опорных точек терроризма. Но руководство общин, как правило, в курсе, кто из соотечественников постоянно посещает собрания в подпольных исламистских центрах. А пресечение подготовки экстремистов — в интересах всех мусульман
Безусловно, работа по определению потенциальных террористов должна проводиться при глубоком уважении основ ислама и традиций его последователей.
Барьер на внешних рубежах
Что необходимо предпринять для борьбы с терроризмом на внешних рубежах СНГ?
Тут могут быть эффективны следующие меры:
- создание единой базы террористических и экстремистских организаций в странах ОДКБ, которая должна включать всю информацию о руководителях и членах группировок, об их финансировании;
- создание на юге Кыргызстана специальной антитеррористической базы ОДКБ для ведения оперативной работы в очагах возможной угрозы (эта идея активно обсуждалась еще в 2010 году, но после по неизвестным причинам была забыта);
- проработка предложения о создании в Узбекистане совместной российско-узбекской структуры по борьбе с возможными джихадистскими угрозами (тема, весьма актуальная и для узбекской стороны), c возможным размещением в Ташкенте представительства российского антитеррористического центра — для лучшей координации деятельности;
- возвращение на границу стран ЦА с Афганистаном российских пограничников с правом проведения ими оперативной работы.
В общем, специалистам список данных мер известен давно, но, к сожалению, из-за противоречий сторон они так и не были востребованы.
Угроза не только из ЦА
В процессе расследования теракта в метро Санкт-Петербурга могло сложиться впечатление, что Центральная Азия сейчас — главный регион в плане потенциальной террористической угрозы для России.
Ячейки джихадистов начали создаваться еще во времена пребывания Крыма в составе Украины. Тогда их цель формулировалась следующим образом: быть неким силовым прикрытием для экстремистских выступлений части крымско-татарской общины с целью захвата земли, а в дальнейшем и власти на полуострове. С началом войны в Сирии значительная часть этих боевиков направилась на Ближний Восток для участия в свержении режима Башара Асада. Но они могут вернуться в любой момент, причем не только в Крым, но и в континентальную Россию. Большинство из них имеют украинское гражданство, а значит, и право безвизового въезда в РФ.
То есть сейчас российским спецслужбам необходимо срочно разрабатывать алгоритмы противодействия возможной террористической угрозе со стороны крымско-татарских боевиков, возвращающихся из Сирии. При этом не стоит забывать, что большая община крымских татар есть и в Узбекистане.
Таким образом, реальное взаимодействие в борьбе с джихадизмом необходимо не только (и даже не столько) России, но и всем странам ЦА.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции