00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
09:59
1 мин
Ежедневные новости
12:01
2 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
4 мин
07:58
2 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
4 мин
Ежедневные новости
16:01
2 мин
Жаңылыктар
17:01
4 мин
Ежедневные новости
18:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
10 мин
Стоп-кадр
Кыргызстанда кинону бизнес катары карасак болобу?
19:11
48 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:00
5 мин
Киноблог
Нуар под дождем: режиссер о необычном проекте
20:05
46 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда жашыл энергетиканы өнүктүрүү саясатына кандай көңүл бурулуп жатат?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1
Радио Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Радио Sputnik Кыргызстан
О последних новостях, актуальных темах и интересных людях слушайте на радио Sputnik Кыргызстан.

Люди поджигали станции сотовой связи — о чем не говорят инженеры Кыргызстана

© Sputnik / Яков Андреев / Перейти в фотобанкМонтаж вышек сотовой связи в Томской области
Монтаж вышек сотовой связи в Томской области - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Чтобы обеспечить кыргызстанцев сотовой связью, специалисты часто рискуют жизнью, преодолевают огромные расстояния и строят базовые станции в самых отдаленных уголках страны

Об особенностях и опасностях работы связиста корреспонденту Sputnik Кыргызстан Светлане Федотовой рассказал ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев. Сегодня у него профессиональный праздник — День работников связи и радио. Скорее всего, он отметит эту дату не в ресторане, а на какой-нибудь высоте, где устанавливает или ремонтирует очередную вышку… 

© Sputnik / Максат ЭлебесовВедущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев: при наборе номера телефон сначала соединяется с базовой станцией, а потом сигнал идет от вышки к вышке. Весь процесс занимает секунды — это та самая тишина в трубке, которую вы слышите, прежде чем начинаются гудки
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев - Sputnik Кыргызстан
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев: при наборе номера телефон сначала соединяется с базовой станцией, а потом сигнал идет от вышки к вышке. Весь процесс занимает секунды — это та самая тишина в трубке, которую вы слышите, прежде чем начинаются гудки

— Расскажите о работе современных инженеров связи.

Директор Государственной кадровой службы КР Нурханбек Момуналиев - Sputnik Кыргызстан
Как устроиться работать в министерство, или Нужен ли госслужащим кыргызский
— Моя задача — обеспечить доставку сигнала от одного абонента к другому. Чтобы, например, бабушка, живущая возле Тоо-Ашуу, могла звонить внуку в Бишкек или Нью-Йорк. При наборе номера сигнал сначала поступает на базовую станцию, а потом идет от вышки к вышке. Весь процесс занимает секунды — это та самая тишина в трубке, которую вы слышите, прежде чем начинаются гудки.

Сейчас мы строим базы на основе волоконно-оптических линий связи. Они пропускают неограниченное количество сигналов. У релейных линий, которых в нашей стране пока больше, возможности скромнее.

— Почему вы решили стать связистом?

— Я родился в семье связистов — отец и мать проработали в этой сфере 40 лет. Когда пришел из армии, устроился на ту же станцию. Это было в 1987 году… Сегодня я — сотрудник коммерческой компании, построил с ее командой 150 базовых станций. Мы и в Непале работали — 30 вышек там установили. Часто возводим объекты в отдаленных, труднодоступных районах, бывают командировки, которые длятся несколько месяцев. Летом такая работа особых проблем не доставляет, но в силу различных обстоятельств базовые станции часто строят зимой, и тогда это весьма тяжелый процесс. Нам ведь не только себя на вершину горы нужно "принести", но и оборудование. Его далеко не всегда доставляют вертолетом. 

© Фото / Усен НурзатовВедущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев: путь до базы — это всегда настоящий поход. К примеру, на РРС-7 на Иссык-Куле мы идем с 9 часов утра до 7 вечера. В Оше многие восхождения начинаются рано утром и заканчиваются к полуночи. Наша задача — в любой ситуации и при любых условиях дойти до места и устранить неполадки
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев - Sputnik Кыргызстан
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев: путь до базы — это всегда настоящий поход. К примеру, на РРС-7 на Иссык-Куле мы идем с 9 часов утра до 7 вечера. В Оше многие восхождения начинаются рано утром и заканчиваются к полуночи. Наша задача — в любой ситуации и при любых условиях дойти до места и устранить неполадки

— Экстремально у вас там…

— Очень часто самой трудной для команды является задача дойти до объекта. Скажем, на перевале Алабель находится станция, которая обеспечивает связью одноименное ущелье. Когда там случилась поломка, мы приехали на Сусамыр к 14.00, нагрузились оборудованием и только к 9 часам вечера до брались до места. А ведь еще надо было выяснить причину поломки и провести ремонт. Это было в декабре, температура на перевале — почти минус 40, кругом снег. Когда мы все починили, началась вьюга — спускаться было опасно, и мы заночевали в контейнере. Без света и обогрева… Такие обстоятельства, конечно, нельзя назвать нормальными, но из ряда вон выходящими мы их тоже не считаем.

Путь до базы — это всегда настоящий поход. К примеру, на РРС-7 на Иссык-Куле мы идем с 9 часов утра до 7 вечера. В Оше многие восхождения начинаются рано утром и заканчиваются к полуночи. Наша задача — в любой ситуации и при любых условиях дойти до места и устранить неполадки.

— Горы — это всегда риск. Бывали в вашей работе трагические случаи?

Таксист за рулем автомобиля. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Отбивался от убийцы, ловил воров и пьяных — кыргызский таксист времен СССР
— Наша самая высокая станция РРС-5 установлена так далеко, что только к подножию горы надо идти на лыжах два дня. На машине реально доехать исключительно летом. Там построено несколько лагерей, где можно заночевать. Путь делится на несколько этапов: 7 километров, ночевка, 14 километров и еще один привал. Последний 800-метровый подъем продолжается около четырех часов под углом в 45 градусов. Площадка, к которой инженеры держат путь, находится на высоте 4200 метров.

Несколько человек умерли, когда поднимались туда… Ребята рассказывали про случай, который произошел в 1997 году. Тогда один из связистов отставал и сказал другим, чтобы не ждали, шли вперед без него. Группа продвинулась буквально на десяток метров, а когда все-таки вернулась за ним, парень был уже мертв — сердце просто не выдержало.

© Фото / Нурбек ДозалиевОдна из радиорелейных станций, которые построил Нурбек Дозалиев
Одна из радиорелейных станций, которые построил Нурбек Дозалиев - Sputnik Кыргызстан
1/4
Одна из радиорелейных станций, которые построил Нурбек Дозалиев
© Фото / Нурбек ДозалиевАвтомобиль на радиорелейной станции
Автомобиль на радиорелейной станции - Sputnik Кыргызстан
2/4
Автомобиль на радиорелейной станции
© Фото / Нурбек ДозалиевВид на горы с радиорелейной станции
Вид на горы с радиорелейной станции - Sputnik Кыргызстан
3/4
Вид на горы с радиорелейной станции
© Фото / Усен НурзатовВедущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев во время работы
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев во время работы - Sputnik Кыргызстан
4/4
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев во время работы
1/4
Одна из радиорелейных станций, которые построил Нурбек Дозалиев
2/4
Автомобиль на радиорелейной станции
3/4
Вид на горы с радиорелейной станции
4/4
Ведущий инженер по эксплуатации радиорелейных линий Нурбек Дозалиев во время работы

— Кыргызстанцы часто негативно реагируют на установку вышек сотовой связи возле их домов? Я сама была свидетелем истории, когда одну станцию сначала установили, а потом убрали, потому что люди начали возмущаться.

Автомобиль на фоне выставка Wellness Череп в Вене - Sputnik Кыргызстан
Видеокамеры не помогут! Как защитить бишкекчан от смертей на дорогах
— В Бишкеке пришлось убрать много базовых станций из-за конфликтов с населением. Дело в том, что, когда сотовый оператор строит вышку, он старается привлекать местных жителей в качестве охранников или платит владельцам территории за аренду. Часто возникает ситуация, когда лишенные таких заработков остальные жители выступают против компании. В Кызыл-Туу одну вышку даже подожгли…

Но вообще, в регионах к этому относятся иначе, там связь дает возможность не быть оторванными от внешнего мира. Когда мы устанавливаем станцию в каком-нибудь селе, местные жители нас на лошадях возят, тои устраивают. А вот когда приезжаем для ремонта, отношение почему-то меняется — даже на просьбу дать коня, чтобы подняться в гору, нам сухо отвечают, что все лошади заняты.

Помню, однажды под Новый год пришлось подниматься к станции больше, чем полдня. Ребята ворчали: у всех дома накрытые столы, гости, сердитые жены, а нам приходится лезть в горы, чтобы ремонтировать вышку. Но починили, успели…

— Вы обмолвились, что работали и в Непале…

— Да. Там, если температура воздуха превышает определенный порог, компания может позволить себе не работать. А наша команда трудится и в дождь, и в холод, и в жару — за полгода заказчик получил 30 вышек. Местным на это потребовалось бы гораздо больше времени.

Лента новостей
0